Средства персонального прослушивания являются абсолютно необходимыми в любой студии звукозаписи. Можно обойтись без того или иного прибора, без микшерного пульта и даже без микрофонов (если речь идет о пост-продакшн) — но без наушников не обойтись и в студии, оснащенной тремя парами мониторов.
Но прежде всего необходимо определиться с терминологией. Иногда приходится сталкиваться с мнением, что «наушники» — это бытовой термин, а профессиональный — «головные телефоны». Между тем в отечественных ГОСТах «головными телефонами» назывались устройства, использующие электромагнитный принцип преобразования электрического сигнала в механические звуковые колебания. Для контроля качества звукового сигнала эти устройства абсолютно не пригодны и использовались только в связи. При появлении электродинамических устройств их тоже сначала стали по инерции называть головными телефонами, хотя конструкция, характеристики и сфера применения миниатюрных электродинамических громкоговорителей для персонального прослушивания совершенно иные. Однако эти устройства сразу нашли применение в быту, ими стали пользоваться не только профессионалы в студиях, но и любители музыки. Возможно, поэтому громоздкий термин «головные телефоны» не прижился, в отличие от простого слова «наушники». Во всяком случае, сейчас употребление выражения «головные телефоны» в профессиональном обиходе произведет впечатление явной нарочитости и манерности.
Устройство электродинамического наушника: 1 − акустически прозрачная решетка; 2 − демпфирующий материал; 3 − диффузор; 4 − электродинамический громкоговоритель; 5 − корпус. |
Необходимо отметить, что в английском языке терминология простая и ясная. Там существуют два термина: headphone, буквально соответствующий русскому «головные телефоны» и обозначающий обычные наушники, и earphone, под которым понимаются миниатюрные звукоизлучатели, вкладываемые в ушные раковины. Для этого типа устройств нормального русского термина пока нет, если не считать используемое иногда выражение «ушные вкладыши» — корявое и малопонятное. Проводя аналогию с наушниками, надеваемыми на уши, их можно было бы наиболее точно назвать «вушниками», но такой термин, конечно, не имеет шансов появиться в русском языке в силу комичности звучания. Так что пока для устройств персонального прослушивания, вкладываемых в ушной канал, подходящего термина нет. Многие называют их просто наушниками, не придавая значения их отличию от надеваемых на уши устройств, а некоторые переходят к привычному калькированию с английского и говорят «ин-ир» (in-ear): «ин-ир контроль», «ин-ир мониторинг» и т.п. Впрочем, к теме настоящего обзора эти устройства отношения не имеют, поскольку в профессиональной студийной практике миниатюрные вкладыши не применяются, а персональный сценический мониторинг выходит за рамки темы обзора.
Существует еще один тип наушников — электростатические. В них используется принцип поляризации пластин, а устройство аналогично конденсаторному микрофону, только они работают как бы «наоборот». Статические наушники обеспечивают высокое качество звучания, но в студийной практике встречаются редко: они очень дороги и очень хрупки, что для звукорежиссера, постоянно то одевающего, то снимающего наушники, не подходит. К тому же они ненадежны с точки зрения электробезопасности (а напряжение поляризации составляет несколько сотен вольт), да и медициной проблема длительного нахождения головы внутри сильного электростатического поля не изучена в достаточной степени. Так что статические наушники пока остаются развлечением аудиофилов.
В конструкциях наушников важны два момента: тип прилегающей к уху чашки (амбушюра) и степень изоляции от внешней акустической среды.
По типу мягкой подушечки или валика, непосредственно прилегающих к голове слушателя, различаются чашки supra-aural и circum-aural. Термин supra-aural означает «прямо на ухе» («подушечка»), а circum-aural — «вокруг уха» (валик).
По степени изоляции от внешней среды различаются открытые и закрытые наушники. В профессиональной деятельности используются все типы конструкций наушников.
Для открытых наушников применяют как supra-aural, так и circum-aural амбушюры. У открытых наушников практически отсутствуют собственные резонансы корпуса, но возможен некоторый «завал» на низких частотах, а также достаточно большое проникновение внешних шумов. При большой громкости открытые наушники заметно излучают звук, поэтому они не очень подходят исполнителям при записи акустических инструментов и вокала.
Для закрытых наушников используют только circum-aural амбушюры, в которых лучше воспринимаются низкие частоты. Закрытые наушники очень плотно охватывают ушные раковины и сильно подавляют проникновение внешних звуков, а также звуков из наушников вовне. Однако работать в закрытых наушниках менее комфортно — они «давят на мозги».
Как известно, наушники в студии используются и звукорежиссерами, и артистами при записи наложением. Общепринятой практикой стало применение звукорежиссерами открытых наушников, а артистами — закрытых. В открытых наушниках звукорежиссеры чувствуют себя более комфортно при продолжительном прослушивании, а внешний шум в студии сведен к минимуму и не представляет проблемы. Закрытые же наушники для артистов позволяют избежать упомянутого выше проникновения звука в микрофоны. Известно и то, что многим артистам, и прежде всего вокалистам, не нравится петь и играть в закрытых наушниках с полной изоляцией от внешних звуков. Они ощущают при этом дискомфорт от неизбежной неестественности такого звучания, особенно при игре на акустических инструментах. Многие исполнители сдвигают наушники и одним ухом слушают подаваемую фонограмму, а другим — реальное акустическое звучание.
Реагируя на запросы пользователей, многие производители наушников стали выпускать устройства с одним динамиком, но стандартным оголовьем. Они широко используются при записи сольных вокалистов и инструменталистов, оркестровых групп, оркестров и т.п. Эти мононаушники следует отличать от микрофонных гарнитур, представляющих собой сочетание наушника и микрофона. В студийной практике микрофонные гарнитуры не применяются.
Наушники являются нагрузкой для соответствующего выходного каскада усилителя. Их импеданс — это внутреннее сопротивление. Чем больше импеданс электроакустического преобразователя, тем меньше нагрузка на усилитель. Однако высокий импеданс является причиной неравномерности АЧХ и низкой чувствительности. Для профессиональных моделей наушников принят номинальный импеданс в сотни Ом, в отличие от бытовых наушников, для которых предусмотрено сопротивление в десятки Ом.
Использование наушников и техника безопасности
Главная причина, по которой наушники используются в профессиональных целях, — это более детальная передача звуковой информации, чем при прослушивании с помощью громкоговорителей. Однако риск повреждения слуха при работе в наушниках выше, чем при работе с мониторами, прежде всего потому, что из-за близости динамиков к ушам практически вся их энергия передается барабанной перепонке и находящемуся за ней сложному и нежному механизму внутреннего уха.
Еще одна проблема связана с тем, что низкие частоты кажутся в наушниках более тихими. Дело в том, что при работе с громкоговорителями низы воспринимаются не только ухом, но и всем телом. При прослушивании же в наушниках мозг не получает «костно-абдоминальной» звуковой информации, что формирует в нем впечатление недостаточности басов, в то время как реальное звуковое давление на низких частотах может быть аналогичным давлению в контрольных мониторах. Стремясь к полноценному звучанию баса, точнее, к созданию того же слухового впечатления, что имеет место при прослушивании АС, слушатель невольно прибавляет низов, что, во-первых, искажает реальный частотный баланс фонограммы, а во-вторых, представляет угрозу для слуха. Звукорежиссер обязательно должен учитывать этот фактор, если не хочет испортить запись. И слух.
Специфика прослушивания в наушниках
При прослушивании акустических систем звук от громкоговорителей, прежде чем достичь барабанных перепонок, огибает голову и отражается в ушных раковинах слушателя. В помещении излучаемые громкоговорителями звуковые волны отражаются от стен и возникают перекрестные помехи. В результате звук, достигающий слуха слушателя, существенно отличается от того сигнала, который излучают диффузоры громкоговорителей. В психоакустике явление зависимости слухового восприятия от геометрических параметров человеческого тела называется HRTF (Head Related Transform Function, то есть «функция преобразования относительно головы»). К примеру, человек, слушающий что-либо в накинутом на голову капюшоне или с рыцарскими латами на плечах, услышит совсем не то звучание, как если бы прослушивание происходило в обычной одежде.
В наушниках каждое ухо слышит сигнал только одного канала и HRTF-изменений не происходит. В результате слух формирует иную пространственно-звуковую картину: мозг помещает звуковое поле как бы внутри головы на прямой линии между ушами. Известно, что у многих слушателей это вызывает неприятные ощущения. Поэтому прослушивание одной и той же записи через наушники и мониторы дает совершенно разную пространственную картину. В наушниках практически отсутствуют такие важные параметры фонограммы, как пространственность и глубина сцены («эшелонирование» в терминологии аудиофилов).
Есть еще один важный фактор — в наушниках запись звучит ярче, чем при прослушивании системы звукоусиления. Это связано с тем, что ВЧ-составляющая сигнала в наушниках не успевает ослабеть, в отличие от АС, где высокие частоты теряют часть энергии, особенно на достаточно больших расстояниях.
Все это приводит нас к известному выводу: сводить фонограмму в наушниках нельзя! Единственным исключением может являться только запись, предназначенная для бинаурального прослушивания (то есть только в наушниках же), но в настоящее время такие записи, сделанные с помощью системы Dummy Head, вышли из моды и выпускаются крайне редко.
Наушники очень хороши для прослушивания мелких подробностей звучания отдельных треков, в том числе примененных эффектов обработки, для контроля тембров и т.п. Незаменимы они при проверке технического качества звукового сигнала, так как многие технические недостатки (небольшие нелинейные искажения, редкие слабые щелчки, низкоуровневые шумы и.т.п.) можно обнаружить только в них.
Но формировать в наушниках окончательный микс следует только с помощью контрольных акустических мониторов! Появившиеся в последние годы HRTF-моделлеры, воссоздающие натуральное акустическое звучание путем перенаправления части сигнала в другой канал и применения задержек, то есть имитирующие прохождение звуковых волн в акустической среде, звучат довольно эффектно. Однако точность этой имитации проверить трудно, поэтому возможны ошибки в сведении. Так что пока эти моделлеры представляют собой развлечение для аудиофилов.
Наступившая эпоха многоканального Surround-звука и вовсе отводит наушникам в студиях роль сугубо вспомогательную. Попытки создать многоканальные наушники с несколькими динамиками пока носят экспериментальный характер, а компания Sennheiser давно сняла с производства свой нашумевший наплечный «хомут» Surrounder — не оправдал надежд.
Однако надо помнить, что наушники для звукорежиссера играют роль хотя и вспомогательную, но все равно важную, так что к их выбору следует отнестись очень внимательно!
…