Суббота
18-Мая-2024
12:55
 
Компания "ARTrecords"
 
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Полезные статьи
это вам пригодится
Мысли людей
заметки обо всем
Технодром
технические советы и статьи
Истории
Материалы о музыке и музыкантах
Советы бывалых
для молодежи!
Прикольное
шоубизнес во всей красе
Что,Где,Когда
новинки, сообщения посетителей
Новости интернета
Сообщения общественных журналистов, партнеров, независимых корреспондентов
Наш опрос
Как вы нашли этот сайт?
Всего ответов: 988
 
 

Рок — сфера обслуживания или частная жизнь?
 Андрей Сучилин
Резиновый рок

Рок-н-ролл и блюз — музыка, в общем-то, вполне простых парней. Не совсем уж деревенщины, но недалеко оттуда. У этих парней были довольно четкие представления о том, что полагается мужчине, а что полагается женщине, какие мотоциклы и тачки — крутые, сколько и чего можно пить, и в какую одежду одеваться. Они могли протестовать только против чего-то, их правилам и понятиям не соответствующего.

Рок стал не «рок-н-роллом», а именно «роком» сильно позже. Тогда, когда появилась музыка, предназначенная не для того, чтобы под нее танцевать или подпевать ей, а для того, чтобы ее слушать или просто в ней быть. Известное словечко «психоделика» здесь не вполне подходит для обозначения этого рубежа, поскольку у очень многих слушание было вполне традиционным и, в этом смысле, транс во время слушания также был вполне мирным, а не катастрофически-революционно «расширяющим сознание». Таким, каким он всегда и был, в любой музыке, если ее слушать, а не сопровождать ею различные социально важные события или производственные процессы.

А когда появилась инструментальная рок-музыка, рок-песни без слов и рок-симфонии без симфонических оркестров, — вот тогда, на какое-то время, танцульки, варьете и кабаре перестали быть единственной формой проведения досуга. Да и сам «досуг» на время исчез. Как форма отдыха буржуев и пролетариев.

Достаточно известна левая традиция, почитающая «труд» «отчужденной формой» человеческой активности. В этом смысле не менее «отчужденной формой» является и «досуг». «Досуг» — небольшой перерыв в механическом функционировании и зона определенного рода индустрии — явление сугубо «европейское». Бессмысленно говорить, например, о «досуге» австралийских аборигенов или африканских колдунов, равно — как и об их «труде».

Существует наряду с этим и религиозная традиция, полагающая, что после грехопадения труд до конца времен будет «в поте лица своего». В этом смысле «досуг» — нечто вроде еды и питья, нечто полезное сугубо в гигиеническом смысле, то, мол, без чего можно перепотеть и перетрудиться, ну и — ку-ку. Здесь, правда, есть любопытный момент — почитание субботы или воскресенья. В это время «трудиться» нельзя, но необходимо думать о высоком. Если думаешь о высоком постоянно — можешь и на войну не ходить, и не «трудиться». Но «досуг» ли это?

Есть и недавняя, по меркам космоса, традиция европейской «богемы», сословия также не трудящегося и «думающего о высоком». О несколько другом высоком. Восточная, в общем, традиция — «праздности» как «пира мысли» (а хотите, —аскезы), традиция ухода из крестьянского, воинского, торгового и прочего озабоченного сословия. Традиция эта в богемной жизни получила достаточно точную, хотя и карикатурную репликацию: они тоже хотели уйти из «труда», кто — на ярмарочную площадь, кто — к какому-нибудь двору, но при этом они хотели вкусно есть и сладко пить. И девушек любить. Но при том — и что-то важное не забыть.

Если говорить о России и «русском роке», то ненадолго «досуг» как форма отдыха усталых работников тоже исчез (и, кстати, намного раньше «перестройки»). Возникла некая новая форма времяпрепровождения и жизнедеятельности, причем я имею в виду не только хиппи и интеллектуальных дворников, которые, покуривая, помахивая метлами и отбивая чечетку, могли себе позволить иной образ жизни, чем, скажем, тот, что позволяли себе шахтеры и космонавты.

Весь поздний, брежневский СССР был страной сплошного и видоизмененного «досуга», а вовсе не зоной «труда». Жизнь студента, мэнээса, мелкого чиновника не сильно отличалась от жизни сторожа, вахтера или кочегара котельной. Времени читать, писать, играть и слушать было навалом. А колбасы всегда немного не хватало, но она как-то и не очень была нужна. Тем, о ком я говорю, — и их было достаточно много.

У фарцовщиков и комсомольцев времени уже тогда не было, трудились они абсолютно так же тяжело, как и нынешние клерки или систадмины. И потому они гуляли-отдыхали от трудов праведных. И гуляли-отдыхали они в сопровождении той же самой музыки, которая и ныне сопровождает офис-менеджеров и комсомольцев. Правильнее сказать так — они просто не слушали то, «подо что» гуляли. Они хотели всего лишь, чтобы было а) узнаваемо б) соответствовало бы социальному рангу и статусу. Скажем, для мэнээсов — ВИА «Ариэль», а для комсомольцев — Кобзон с Лещенкой. Ну, а для всякой там рабочей молодежи и учащихся — ВИА «Веселые ребята». Были, надо сказать, и те, кто гулял-отдыхал уже и тогда, под «Аквариум» и «Зоопарк». Это были продвинутые фарцовщики и продвинутые комсомольцы.

А у «рокеров» оставалось только два варианта: считать, что они кого-то обслуживают — «потребности жизни», «передовые вкусы», «нужды и чаяния передовой молодежи». Или же им приходилось считать, что они занимаются сугубо личным, приватным делом, скажем, — исследованием тайной жизни кристаллов или числовых соотношений дней рождения друзей. Если денег дадут за эти каббалистические изыскания — прекрасно, а если — нет, то и фиг с ним.

«Тигр в гитаре». Рок – музыка протеста и бунта?

Лично я, как и почти весь советский народ, начал музицировать в середине 1970-х годов. Тогда мне приходилось, именно что — приходилось, называть то, что мы с друзьями делали — «роком». И умом мы тогда были не особенно богаты, и музыковедением стали заниматься позднее, но были для такого называния и вполне определенные, так называемые, — «объективные» причины, — ибо не было ничего вокруг, кроме «рока», что было бы как-то приемлемо и похоже на наши занятия.

Никаких счастливых воспоминаний об эстетической, политической — и любой другой — бескомпромиссности, борьбе, оппозиционности у меня не осталось. Если я и мои приятели и протестовали против чего-либо, то это «что-либо» — тотальная и вездесущая урла, ее этика и ее эстетика.

Многие «нормальные рокеры» протестовали тогда против совсем другого, — против того, что их девушки не любят и коммунисты им в ресторанах играть не разрешают. Не могу сказать, что меня такого сорта протест очень радовал. Потому и получилось, и почти сразу, что «протестовать» пришлось против «рока» и против «своих» же.

Этот протест против самого рока имел две формы: собственно музыкальную и, скажем так, «общеэстетическую». Что касается сугубо «музыкального» протеста, — пришлось научиться играть несколько лучше, чем большинство рокеров, чтобы не противопоставлять ремеслу неумение. Пришлось познакомиться с историей музыки поглубже, чем это было принято. Очень уж не хотелось слышать, что весь «протест» заключается исключительно в плохом качестве игры и в большой наглости.

А вот что касается «общеэстетического» «протеста» — тут дело сложнее. Речь шла не просто о любви или нелюбви. Речь шла о том, что я/мы вовсе не хотим жить и любить то, что любят «принцы из ПТУ» или «борцы с тоталитаризмом» из Ебурга. Портвейн я всегда ненавидел. И траву вонючую курить не хотел.

Урла как буквосочетание — ругательство. Однако урла имеет признаки и вполне операционализируемого социологического термина. «Ури(е)л» — это персонаж из какой-то забытой богом провинциальной маргинальности, который, тем не менее, сознаёт себя не только «мэйнстримовым» и «стрэйтовым», но, и «правильным» и «солидным», а иногда – еще и «передовым» (авангардным). Урла — это местечковые «центровые». Без всякого сомнения, «урла» — это, как и «рок» —способ и форма социализации.

«Рокеры» моего поколения помнят драки в пионерлагерях и студенческих стройотрядах с «местными». Фокус в том, что со стороны «местных» война носила смысл не только и не столько вечного юношеского «куража», сколько — священного джихада против «волосатых подонков», которые и живут, и говорят, и выглядят не так, как положено «нормальным пацанам».

Урла всегда угрюмо и патетически убеждена в своих корневых связях с тем, «как надо», с «традицией», хотя такое слово многим урилам не известно. Развито у нее и специфическое представление о солидности и приличиях, хотя, повторюсь, сами слова могут быть и иными. Никто, как урил, не блюдет свои урловые приличия, свои представления о должном и не должном, о правильном и не правильном. Не троешники, а урилы пришли к власти в новом веке, вместе со своей правильностью и понятиями о солидности и приличиях. Урла — это огрызок патриархального общества и патриархального способа социализации. Именно огрызок, поскольку у них и «мода» своя есть, и футуристский новояз (то есть жаргон), и своя урловая тяга к модернизации. Общий урло-футуризм.

«У меня нет политических разногласий…»

Когда создавалась так называемая Московская рок-лаборатория, я, по недомыслию, был в числе основателей, — правда, уже через полгода покинул это заведение. В моем официальном резюме музыканта написано: «В связи с коммерциализацией и политизацией её деятельности».

Это не совсем так: просто там воняло. Я этот запах переносить не смог. Многие «рокеры» его старались не замечать или вовсе не ощущали, — то ли защита выработалась, то ли природная способность ничего не чувствовать у них была. А может быть — великая цель запашок отшибала.

И забавно вспомнить: зачем «амбулатория» создавалась и почему я, Юра Орлов, Петр Мамонов, Сергей Жариков, покойный Иван Соколовский и многие другие уважаемые люди подписались под актом о создании этого колхоза? Предположим, группа «Браво», тусовавшаяся в те времена где-то рядом с рок-лабораторией, четко понимала, что она от лаборатории хочет: разрешения играть платные концерты. За этим же шли в лабораторию и Сюткин, и Сукачев, и, позже, — Паук, и многие еще. А подписанты перечисленные-то зачем?

Мы и так играли концерты, разрешений нам не требовалось. Мы на них плевать хотели, а вот уверенности в том, что мы концертами озолотимся, у нас не было. И не потому, что к нам люди на концерты не ходили. А потому, что было ощущение, что мы «зачем-то-за-другим» музыкой занимаемся, не за тем, чтобы деньги рекой текли и девушки стройными бедрами качали. Хотя никто из нас никогда не думал, что деньги и стройные бедра — зло страшное-ужасное, и от него следует немедленно спрятаться в монастыре или в офисе.

Но жила в нас, видимо, какая-то, не комсомольская даже, а, пожалуй, пионерская вера в то, что станет эта «площадка» — лаборатория — «сообществом», «местом общения» и т.п. И что здесь приватные занятия имеют шанс сложиться в какую-то общую мозаику.

Я свидетельствую, что существовала определенная группа лиц, которая вовсе не собиралась ни впускать тигра в гитару, ни выпускать его оттуда, а протест у них, главным образом, выражался в кислом выражении лица при первых звуках что Льва Лещенко, что Аллы Пугачевой, что «Машины времени», что «Алисы» или «Наутилуса Помпилиуса». И вот — странное дело. Это — лица, для которых рок был именно «частной жизнью», делом вкуса и приватным занятием.

Были у них, вероятно, не политические, а эстетические разногласия с общественной жизнью. И не только — с советской. Любопытно, что некоторые из этих лиц не прекратили заниматься музыкой и делать пластинки до самого последнего времени. Я хочу сказать, что рок как частная жизнь по-живучей оказался многих роков как жизней публичных.

«А давай-ка мы его приспособим к чему-нибудь полезному электричество, например, вырабатывать…»

Многих «рокеров» практически не интересовало, что именно они играют. Музыка их совершенно не интересовала, как и само музицирование. Я поясню, о чем говорю: сочинял парень песню под гитару или, если умел, под пианино. Дома, как правило, аккорда на три. А потом показывал чувакам у себя в группе и они к ней приделывали пару «гитарных соло», именовавшихся у них «проигрышами» и насаживали это хозяйство на какой-нибудь приглянувшийся «бит», — ритм-машинный или «живой», барабанный.

К музицированию этот процесс никакого отношения не имел, да и позднейшая деятельность так называемых «аранжировщиков» в так называемых «профессиональных студиях» строился абсолютно по той же схеме. Приносит «клиент» песню на три аккорда, аранжировщик придумывает «вступление», «проигрыш» и «бит», а также «модный саунд». Надо сказать, гораздо лучше «аранжировщиков» с этим справляются компьютерные программы-самоиграйки.

Представьте себе следующее: нарождается некое племя «профессиональных аранжировщиков», «профессиональных политиков» или «профессиональных арифметиков». Жизнь устраивается теперь так: есть «профессионалы», владеющие «профессиональными технологиями», об их деятельности сообщает телевизор и есть «потребители», например, — «потребители арифметики», которые из телевизора знают, что круг отличается от квадрата тем, что у него — не четыре стороны. Знают также, что число десять отличается от трех тем, что оно — больше. Сами же арифметические действия в быту никто больше не выполняет. Более того, ходят слухи, что это скоро будет запрещено всем, кроме «профессионалов». С сексом — та же история. Есть «технологи» и интересующаяся реалити-шоу публика. Жрут теперь тоже только профессионалы, остальным — через зонд, полезные концентраты.

С музыкой произошло ровно тоже самое. Есть «технологи», есть «аудитория», а собственно музыкантов, музицирования и слушания — нет. Есть «авторы», «аранжировщики», магнитофоны или «профессиональные исполнители», а музыкантов и нормальных слушателей — нет. Нет процесса музицирования, свободного общения с музыкой и людьми. Никто уже не занимается музыкой просто потому, что это ему — хочется.

Многие «рокеры» хотели вовсе не музыки. Они хотели пить, курить, «трахать баб» и орать свои пророческие песни при большом стечении народа. На короткое время — с конца шестидесятых — до середины восьмидесятых эта зловредная тенденция была остановлена. Это было время — и в СССР тоже, — когда все-таки кое-кто и музицировал, и музыку слушал. И некоторые называли этот феномен, т.е., фактически, — совершенно традиционный, вековечный и культуросообразный «феномен музыки» — «роком».

Это теперь понятно, что — не правильно называли. Сдуру. Однако некоторая традиция так говорить образовалась и неправильно думать, что у нее нет и не было оснований. Многие до сих пор говорят «рок» именно в этом смысле — может, и неправильно говорят, но имеют-то в виду именно музыку, именно — свободную музыку, живую. Не музыку, сконструированную по заказу (пусть и по заказу «внутреннему») и по неким полагающимся образцам. Причем – плохо сконструированную.

Просто тогда, давно, слово «музыка» однозначно вызывала ассоциации с Тихоном Хренниковым, «Танцем маленьких лебедей», Кобзоном или Полонезом Огинского (Огинский в этих ассоциациях, разумеется, не виноват). Потому называть свои занятия «музыкой» было стыдно. Называли, как могли и как знали, но ведь при этом делали что-то вполне живое.

«Музыка протеста» в политических контекстах

Странно, с моей точки зрения, верить в то, что рок — и русский в том числе — вообще что-либо изменил, кроме доходов продавцов пластинок и инструментов. Странно, что кому-то приходит в голову идея о принципиальной возможности сделать рок точкой сбора «оппозиции». Мне кажется, что Илья Кормильцев сначала нафантазировал, что «рок» есть «оппозиция», а потом престарелых «рокеров» проклял за «измену» делу борьбы. Правда, я не знаю — делу борьбы с чем?

Я хочу напомнить в связи с этим, — когда группа Кена Кизи как-то посетила митинг протеста против войны во Вьетнаме и им предложили присоединиться к протестовавшим, Кизи устроил кислотное шоу, а по поводу войны и протеста только и сказал: «Джаст фак ит!».

Я не верю, что помянутый Кормильцевым Вакарчук («принес… голоса Ющенко») сколько-нибудь на что-нибудь повлиял в украинских событиях. Просто Вакарчук — живой. И пока — не дрессированный. А живые и не дрессированные в тот момент пошли на Майдан, в отличие от мертвых, которые спешно друг друга хоронили. Я, кстати, на Майдане тоже был. Потому не следует заблуждаться по поводу горячей привязанности Вакарчука к Ющенко. Просто на Майдане в тот момент было все, что еще оставалось живым. Потому не Вакарчук принес голоса Ющенко, а Вакарчук сломя голову побежал туда, где было можно дышать. Или, хотя бы —дыхнуть. Кстати, многие и в «рок» за тем же и устремлялись.

На короткое время рокерам удалось развести новую украинскую власть именно на патриотизм. Рокеры сказали: «Как новая власть может любить эстетику Сердючки или этой, которая с Басковым, Киркоровым и Кобзоном вместе за Януковича агитировала? Или может «национальные украинцы» еще любят и блатняк, который весь — на русском языке? Или российскую "эстраду"?» Пришлось власти сказать, что — нет, никак не возможно такое любить. Себе дороже выйдет. Да и общечеловечество — не поймет.

И это, заметьте, совсем другой ход, чем участие в «Голосуй, а то пожалеешь». Или в каком-нибудь таком же шоу, но — противоположной идеологической направленности. Или в каком-нибудь радении на Васильевском спуске.

А российской власти все это — очень даже нормально. Поскольку — плоть от плоти. В этом Кормильцев абсолютно прав. «Рок» для российских властей остается малобюджетной и маргинальной Сердючкой. Типа, плохие профессионалы, малопопулярные и, к тому же, малоприятные людишки. Ну, а людишки вовсю старались доказать, что они — не хуже, а много лучше Сердючки или Баскова. Полезней. Или, по крайней мере, — духовней. Запашок дальше чувствуется.

Это желание слиться в экстазе, вызваться на роль карбюратора или инжектора, — интересно. Нечто подобное я наблюдал только в Тыве, где шаманы требовали себе выдачи удостоверений (и Минкульт Тывы разработал удостоверения нескольких ступеней — от 1-ой — до 4-ой). Между прочим, удостоверенцы первой степени окучивают сейчас так называемые «национальные программы».

У «рокеров» — дела похуже. Вот уважаемые джазмены — уже директоры разных фестивалей и ректоры разного рода учебных заведений. А рокеры продолжают быть странными обезьянками, у которых никак не получается получить звание народных артистов.

Ожидать от «русских рокеров» какой-то оппозиционности или нон-конформизма также нелепо, как ожидать чего-то подобного от водопроводчиков, туристов или кинематографистов. Кто-то найдется, наверное, но это будет касаться его личных, а не клановых особенностей. Наверное, я и взялся за клавиатуру от удивления: страдания на эту тему я последний раз видел и слышал лет пятнадцать назад.

Хай живе вильный рок-н-ролл!

Категория: Мысли людей | Добавил: artrecords (08-Октября-2008)
Просмотров: 1665
Всего комментариев: 0
 
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 

 

 Если вы считаете, что данный  материал
будет полезено прочитать  вашим друзьям,
 просто нажмите на  эту кнопку и заполните
форму  для отправки рекомендательной ссылки
 
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright ARTdesign ©2007-2024