Воскресенье
29-Июня-2025
18:45
 
Компания "ARTrecords"
 
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Полезные статьи
это вам пригодится
Мысли людей
заметки обо всем
Технодром
технические советы и статьи
Истории
Материалы о музыке и музыкантах
Советы бывалых
для молодежи!
Прикольное
шоубизнес во всей красе
Что,Где,Когда
новинки, сообщения посетителей
Новости интернета
Сообщения общественных журналистов, партнеров, независимых корреспондентов
Наш опрос
Как вы нашли этот сайт?
Всего ответов: 988
 
 

Кризис идей и способы его преодоления
Вряд ли кто-то из музыкантов и заинтересованных слушателей всерьез считает, что за последние 10-15 лет в рок- и поп-музыке наблюдается какой-нибудь значительный прогресс. Не будем касаться новых веяний в области технологий, программного обеспечения, дизайна, визуальных составляющих шоу. Это большие темы для отдельных разговоров. Но в последние 10-15 лет ничего принципиально нового собственно в музыке предложено не было. Пусть те, кто с этим не согласен, попытаются меня переубедить. Далее речь пойдет именно о музыкальной составляющей нынешней рок- и поп-культуры - в отличие от ее технологической стороны.

Все, что мы сейчас имеем в наличии в современной музыке - всходы семян, посеянных еще в 1950-1980-е годы. Вся электронная музыка была исполнена Львом Терменом в начале прошлого века, Kraftwerk превратили его эксперименты в культуру 30 лет назад, и с тех пор ее содержание мало изменилось. Блюз-рок остался прежним со времен Led Zeppelin и Хендрикса (Jimi Hendrix). Вся психоделия уложилась в битловскую "Revolution 9". Если брать еще шире, то вся популярная музыка живет на проценты с капитала, заложенного еще композиторами XVII-XIX веков. Так, например, изобретение набившей сегодня оскомину аккордовой прогрессии Am-Dm-G-C приписывается современнику Баха, итальянцу Антонио Вивальди, начало XVIII века. Сейчас развивается только технология записи и воспроизведения звука.
Однако этот двигатель уже многократно исчерпал свой ресурс. Круг замкнулся, и нужно его как-то разорвать.

 Запад давно ищет новые идеи во внеевропейских культурах. Достаточно вспомнить увлечение Индией, начавшееся с легкой руки The Beatles, опыты Джона Маклафлина (John Mclaughlin), Питера Гэбриэла (Peter Gabriel), Пола Саймона (Paul Simon) и других исполнителей, обращения к раннехристианским мотивам у Dead Can Dance и Enigma. Это самые очевидные пути преодоления кризиса. Но не единственные.

Если наш человек слушает классику, то лишь самые хитовые и доступные для восприятия произведения Чайковского, Моцарта, Бетховена плюс еще 2-3 фамилии. При этом среди окружающих этот человек - "продвинутый" меломан и эстет. Почему-то считается, что в ХХ веке ничего интересного создано не было. Наследие композиторов прошлого века совершенно выпадает из поля зрения.

Почему-то никому из нынешних рок- и поп-музыкантов не приходит в голову использовать наработки "серьезных" композиторов двадцатого века. Да, были попытки использовать нетрадиционные размеры и крупные инструментальные формы в арт-роке, но эти опыты в конце концов сошли на нет. Да, в джазе используется ладовость и модальность, но кто из обычных слушателей знает имена Джона Колтрейна (John Coltrane и Майлза Дэвиса (Miles Davis)?
В "классической" музыке последних 50-70 лет было огромное количество интереснейших композиторских находок. Тот, кто сумеет грамотно реализовать их средствами рок- и поп-музыки, хотя бы частично донести их до широких масс, будет достоин всемирного внимания, уважения и материального вознаграждения.

Вот лишь некоторые - далеко не все! - идеи композиторов ХХ века.

 

  • "Битональность". Мелодия и аккомпанемент написаны в разных тональностях. Изобретение приписывается американскому композитору Чарльзу Айвзу (Charles Ives). Дальнейшее развитие этого метода-политональность и атональность, применяемые в современном джазе.

  • Алеаторика (alea-жребий, лат). Метод случайностей. Известен достаточно давно. Еще древние китайские монахи "сочиняли" мелодии по Книге Перемен.
     Моцарту приписывается изобретение своеобразного "алгоритма" для сочинения менуэтов-игры с расчерченным полем и кубиками. Тот же Моцарт, по свидетельству современников, разбрасывал чернильные кляксы на нотную бумагу, приписывал к ним штили - и из этих "мелодий" отбирал наилучшие для дальнейшего использования.
    В чистом виде алеаторика употребляется редко. Чаще используется "управляемая" алеаторика для внесения некоторого незапланированного развития в какой-то один элемент-гармонию, ритм или мелодию. Самый известный представитель "свободной" алеаторики в композиции - американец Джон Кейдж (John Cage).

  • Статистические (стохастические) методы "вычисления" композиции на основе математических расчетов, алгоритмов и геометрических построений-логическое развитие алеаторики, "программирование" музыки. Нашли свое место в творчестве Эдисона Денисова (Россия), Яниса Ксенакиса (Iannis Xenakis, Греция), Милтона Бэббита (Milton Babbitt, США). В последнее время появилось достаточно много компьютерных программ, "сочиняющих" музыку на основе математических алгоритмов (чаще всего--фракталов). Разработаны специальные языки программирования для создания музыки--Music 4, C-Sound, SMP, Supercollider, MAX/MSP. Некоторые элементы этих методов встроены в программы Cubase и Sonar.

     
  • Коллажная техника. Широко применяется в живописи. Яркий пример в музыке-первая симфония Альфреда Шнитке, включающая, наряду с необычным началом и цитированием классики, также замечательную джазовую импровизацию в исполнении традиционной рок-группы. Попытки использовать эту технику в рок-музыке предпринимал Фрэнк Заппа (Frank Zappa).

    "Пуантилизм". Последовательность звуковых точек, окруженных множеством пауз, появляется без какой-либо подготовки и так же неожиданно исчезает. "Отец" метода - австриец А. Веберн, "маэстро тишины". Нечто подобное есть в живописи (картина Сальвадора Дали "Мадонна" вблизи видится россыпью точек, рисунок же проявляется лишь при взгляде издалека).

  • Серийные и сериальные техники (что не одно и то же), додекафония (двенадцатитоновая система). 
     Считается, что впервые они частично были применены Ефимом Галышевым в сочинениях 1914-1919 годов, разработаны в виде стройной системы "нововенской школой" - Арнольдом Шенбергом (Arnold Schoenberg), Албаном Бергом (Alban Berg) и Антоном Фон Веберном (Anton fon Webern) в 1920-1950 годах. Описание этих систем займет много места, применение же на практике не представляет трудностей. К этим методам сочинения обращались в разное время Родион Щедрин, София Губайдулина, Эдисон Денисов, поляк Кшиштоф Пендерецкий, американец Филип Гласс (Philip Glass) и многие другие.

  • "Микрохроматика" и "ультрахроматизм". Деление тона (большой секунды) не на 2 полутона, а на 3 или 4 равных интервала. Присутствует в различных культурах - индийской и арабской, всевозможные блюзовые "подтяжки"-"бэнды" и "слайды". Существуют музыкальные сочинения и теоретические работы Леонида Сабанеева и Арсения Авраамова, чеха Алоиса Хаба (Alois Haba), четверть-тоновые музыкальные инструменты Вихарда Меллендорфа (Mollendorf) и Йорга Магера (Jorg Mager), о чьих работах можно, в частности, прочесть здесь. Синтезатор АНС, созданный Евгением Мурзинымв конце 1950-х годов, мог разбивать октаву на 72, 144 или 216 интервалов.

  •  Отход от традиционных размеров 4/4, 3/4, 6/8. Способ известен и применяется с античных времен. В "Картинках с выставки" Модеста Мусоргского самые первые такты ("Прогулка") написаны в переменном размере 5/4 и 6/4. Оригинальные способы "растягивания" и "сжатия" ритмического рисунка применял француз Оливье Мессиан (Olivier Messiaen. Самая известная попытка использовать эту идею - песня "Money" в размере 7/8 группы Pink Floyd.
    Нетрадиционные формы ладовой организации и вертикальной гармонии. В дополнение к традиционным мажору и минору используются народные лады, в том числе - пятизвучные звукоряды-"пентатоники". Достаточно давно (с 1960-х годов) применяются в джазе и джаз-роке ("ладовый" джаз).

  • "Аритмия" - сочинение музыки на тексты без ритма. Александр Мосолов в 1920 году писал музыку на реальные объявления в газете Известия - "Собака сбежала! Сука, английский сеттер, белая, с кофейными пятнами!".

  • "Дописывание" или "договаривание" чужого текста. Метод достаточно давно применяется в литературе-можно вспомнить "дописки" к "Властелину Колец" и другим произведениям. "Реквием" Моцарта при жизни автора остался неоконченным и был завершен его учеником на основе черновиков великого мастера. Альфред Шнитке в 1975-76 годах тоже дописал некоторые черновики Моцарта. "Бранденбургский концерт" Виктора Екимовскогонаписан "языком Баха". Слышу вопрос: а как же ремиксы и кавер-версии, разве это не то же самое? Нет. Можете вы назвать ремиксы, которые были бы лучше оригинала? Если можете, то вам хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать их. Ремиксы и каверы в их "массовом" виде - паразитирование на чужих идеях и попытка погреться в лучах чужой славы. Речь идет о другом: интересно было бы послушать, например, альбом "Dark Side Of The Moon", дописанный до полного компакт-диска (70 минут) или до двойного альбома.

  • Обращение к народной музыке. Возможно, вы удивитесь, узнав, что столь популярная во всем мире "кельтская" музыка на самом деле - "новодел". Восемнадцатый-двадцатый век, время массовой эмиграции ирландцев и шотландцев. Доподлинно неизвестно, была ли вообще у древних кельтов музыкальная культура и какие-либо музыкальные инструменты. Исторических свидетельств этому нет. Однако нынешние ирландцы-шотландцы сумели превратить свой фольклор в прибыльный товар. Наши же музыкальные традиции гораздо глубже и разнообразнее. Что мешает нам пойти тем же путем? 
  •  Неверно было бы противопоставлять рок-музыкантов авторам "серьезной" музыки. Взаимопроникновение стилей все же существует. Точнее, существовало раньше. Еще в 1960-70-е годы американцы Velvet Underground и Фрэнк Заппа использовали нетрадиционные методы композиции и аранжировки. Немцы Kraftwerk и Tangerine Dream не были пионерами в электронной музыке - они пользовались наработками Штокхаузена, Булеза и авторов "конкретной" музыки. Англичане Yes, King Crimson и Genesis применяли крупные музыкальные формы, а ELP делали рок-обработки классических произведений. Композитор Эдисон Денисов, в частности, говорил: "К современному року я отношусь с интересом. Привлекает раскрепощенность, яркость; бывает и высокая поэзия. Любимый ансамбль - Pink Floyd, могу слушать его каждый день. Это серьезная музыка".

     На Западе огромное число мелких лейблов занято поиском и производством нестандартной музыки. "Мейджоры" в силу своей неповоротливости и общего упадка бизнеса не заинтересованы в радикальных новаторских экспериментах, они "заточены" исключительно под массовый продукт и миллионные тиражи. Но и там понимают, что 99 процентов издаваемой ими продукции - музыкальное вторсырье, и бесконечно так продолжаться не может. Должны ли мы ждать, пока Запад переварит идеи наших соотечественников и современников и выдаст готовый коммерческий продукт?
    В мире есть достаточное число творческих людей, применяющих новаторские музыкальные решения и композиторские технологии. Должны ли мы ждать, когда кто-то из них получит коммерческое признание, а мы опять будем догонять уходящий поезд?

    Если вы хотите спросить, как сочинить поп-хит, используя, допустим, "пуантилизм", я вам этого скажу, поскольку для этого требуется не только знание основ музыки, но и определенная тяга к экспериментированию. Я вовсе не пытаюсь отбросить всю поп- и рок-музыку как устаревшие и недостойные нашего внимания. Я лишь хочу заставить музыкантов активнее шевелить мозгами.
    Может быть, нестандартные музыкальные решения помогут нам поднять отечественную поп-музыку от уровня плинтуса хотя бы до уровня подоконника?
     
     
     
    Вадим МИХАЙЛОВ.


  • Источник: http://www.zvuki.ru
    Категория: Полезные статьи | Добавил: artrecords (26-Ноября-2008)
    Просмотров: 1994 | Комментарии: 94
    Всего комментариев: 47
    1 2 3 4 5 »
    47 shettatiest  
    http://electroniccigarettesmix.com/#03950 ego electronic cigarette - smoker friendly electronic cigarette

    46 Obebabetync  
    http://electroniccigarettesmix.com/#98463 electronic cigarette cheap - electronic cigarette buy

    45 Feessonvifafe  
    http://electroniccigarettesmix.com/#25623 new electronic cigarette - electronic cigarette free

    44 pexObseme  
    http://electroniccigarettesmix.com/#86943 quit smoking electronic cigarette - red dragon electronic cigarette

    43 acurnemersast  
    http://electroniccigarettesmix.com/#50307 micro electronic cigarette - electronic cigarette kit

    42 Quokalusa  
    http://electroniccigarettesmix.com/#64370 electronic cigarette case - where to buy electronic cigarette

    41 juinypeHeinia  
    http://electroniccigarettesmix.com/#16030 electronic cigarette refill liquid - electronic cigarette free trial

    40 Groottven  
    http://electroniccigarettesmix.com/#94069 super mini electronic cigarette - electronic cigarette retailers

    39 Violfcoully  
    http://electroniccigarettesmix.com/#98782 flavored electronic cigarette - smoker friendly electronic cigarette

    38 cedQueekkex  
    http://electroniccigarettesmix.com/#24682 cheapest electronic cigarette - encore electronic cigarette

     
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
     
     

     

     Если вы считаете, что данный  материал
    будет полезено прочитать  вашим друзьям,
     просто нажмите на  эту кнопку и заполните
    форму  для отправки рекомендательной ссылки
     
    Форма входа
    Поиск
    Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright ARTdesign ©2007-2025