Кошелек транзитного чеса
Полина КОНОГА, газета «Рэспублiка»
Гастрольное удостоверение для районной сцены приносит убытки, а не аншлаги
Об организации гастролей зарубежных исполнителей в нашей стране и о выступлениях белорусских артистов «Р» рассказывала в очерках «Микрофоном по железному занавесу» и «Антракт на гастрольный контракт?». Но так ли все просто с законодательной точки зрения? Что нужно знать для того, чтобы организовать концерт, сколько стоит получить гастрольное удостоверение и кто всем этим занимается, узнавала корреспондент «Р».
Удостоверение не для всех
Продюсерский центр, который занимается продвижением молодых белорусских исполнителей, на отечественном рынке создан недавно. Несмотря на то, что такие «звездочки», как Дмитрий Карпинчик, Алена Ланская, Дария, Иван Буслай уже успели засветиться во многих программах, сложности и неудобства при организации их гастролей все же есть.
Концертный директор центра «Спамаш» Анатолий Королев считает, что получение гастрольных удостоверений довольно убыточно.
— Если мы везем наших артистов в районы или области, то сначала должны получить разрешение в отделах культуры райисполкома или облисполкома. После этого следует посчитать, сколько концертных площадок будет задействовано и на какое количество посадочных мест они рассчитаны, ведь от этого зависит стоимость удостоверения. Например, получается сумма в 400—500 условных единиц. Но довольно проблематично проводить такой концерт. Если Алла Пугачева может собрать полный Дворец Республики, то организовать выступление наших молодых исполнителей в глубинке, сделав билеты по 6—8 тысяч… Не все пойдут на такие концерты, а делать цену дешевле – это самим нести убытки. Поэтому мы пока выступаем в рамках других мероприятий и на чужих площадках: это различные семинары, конференции и т.д. Помогаем организовывать культурную программу, а на наш счет перечисляют средства.
А у Юрия Савоша — продюсера Ирины Дорофеевой — иная точка зрения. Он считает, что гастрольные удостоверения – это способ контролировать качество белорусской эстрады.
— При Союзе всеми вопросами по организации гастрольно-концертной деятельности в нашей стране занималась Белгосфилармония. Тогда не все артисты имели право ездить с концертами – очень серьезно решалось, кто будет выступать на республиканском уровне, кто на областном, а кто на районном, — рассказывает Юрий Савош. – Что касается состоявшихся коллективов и исполнителей, таких как «Песняры», «Сябры», Ирина Дорофеева и многие другие, известные нашей публике, то они эти удостоверения получают бесплатно. То есть чем популярнее артист, тем больше помощи оказывают ему местные органы власти и концертные организации. А это в свою очередь стимулирует проведение концертов. Для этого нужно быть профессионалом или, по крайней мере, стремиться к этому. А иметь только хорошую фонограмму недостаточно.
Почем нынче залы?
— Размер и порядок оплаты за выдачу удостоверений определяется Министерством культуры по согласованию с Министерством финансов, – рассказал заместитель начальника Управления искусств Министерства культуры Андрей Лаптенок. – Стоимость гастрольного удостоверения напрямую зависит от размера зрительного зала. Так, если вместимость зала до 150 человек, за удостоверение нужно заплатить 3 базовые величины, от 150 до 300 человек – тут придется раскошелиться на 10 базовых величин и т.д.
В управлении культуры Мингорисполкома объяснили, что и здесь тоже действует принцип «одного окна». То есть, если есть заявка на проведение мероприятия, его описание в вольной форме и произведена оплата за удостоверение, то удостоверение выдается сразу же.
По данным Министерства культуры, основу структуры концертной деятельности Республики Беларусь составляют 17 государственных концертных организаций. Головной является Белорусская государственная филармония. Именно она координирует работу по планированию концертной деятельности в Беларуси через концертные организации республиканского подчинения и областные филармонии.
Кроме того, концертной деятельностью занимаются частные организации (37 в Минске) и индивидуальные предприниматели. В структуре концертных организаций сегодня действуют 62 творческих коллектива, в которых занято почти полторы тысячи человек. Всего в республике проводится около 8000 концертов в год, которые посещают около 1,5 миллиона зрителей. К концу нынешнего года численность концертов достигнет 8500.