|
|
|
|
|
КУДА УЛЕТУЧИВАЮТСЯ ДЕНЬГИ?
КУДА УЛЕТУЧИВАЮТСЯ ДЕНЬГИ? Часть 1
Приходилось ли вам слышать жалобы известного рок-исполнителя, что у него нет денег? Разумеется, ваша реакция была: "Ну да, рассказывай сказки!". Они продают столько альбомов и наверняка купаются в роскоши. Но, давайте посмотрим, как дела обстоят на самом деле при заключении контракта с крупной студией звукозаписи.
Я буду оперировать канадскими долларами и ценами в Канаде, мне так удобнее, но и вам не стоит хвататься за свои калькуляторы. Суть цифр в этой статье будет значить больше, чем сами цифры.
Для начала уточним одну деталь. Средний альбом, выпущенный крупной студией, продается в количестве 3000 (трех тысяч) экземпляров. Не много, не так ли? Вполне можно продать самому через интернет без студии. И прибрать все денежки себе.
Далее, когда вы подписываете контракт со студией, от всей выручки вы получаете процент. Обычно это от 11 до 17 процентов. Если вы абсолютно неизвестный музыкант, торговаться вам не дадут - получите свои 11%. Если, допустим, вас зовут Мадонна, Селин Дион или Майкл Джексон, если вы продали миллионным тиражом последние свои три альбома, то можно потребовать больше 17%. Не спрашивайте конкретный цифр, на этот вопрос ответа нет. Предположим, скромно, вы достигли такой известности, что на все ваши выступления приходят 300 человек (при этом, вы даете минимум 4 концерта в неделю и не обязательно в одном городе). Тогда ваш менеджер сможет, допустим, договориться на 12%.
Теперь, скажем, альбом разошелся тиражом в 300 тыс. экземпляров. Население Канады составляет 31 миллион человек, так что тут тянет на тройной платиновый альбом. Здесь мы уже говорим о больших продажах.
Отпускная цена за компакт-диск в Канаде - $23.99. Двенадцать процентов от этого составляет $2.87. Умножаем на 300,000, получается $861,000. Неплохо?! Однако, домой вы унесете не все...
15% проданных через магазины дисков - это бесплатная раздача в качестве рекламы. Например, Sony поставила 100 дисков Селин Дион в магазин HMV на улице St.Catherine в Монреале. Деньги Sony, однако, потребует только за 85 дисков. Магазин обычно забирает от цены ($23.99) не много, ни мало $2.00. Им тоже надо на что-то содержать свой бизнес.
Таким образом, хоть вы и продали 300 тыс. экземпляров, деньги вы получите только за 255 тыс., что означает, теперь ваша выручка опустилась до $731,850.
Поехали дальше. В большинстве контрактов присутствует одна оговорка, а именно, "параграф о новой технологии". При выходе нового альбома, он считается новинкой, неизвестной технологией. Неизвестную книгу должен прочесть новый читатель, а большинство людей не спешат выкладывать свои кровные за неизвестный товар. Выпуск альбома стоит денег, поэтому в договор вносится такой пункт, который позволяет студии, выпускающей ваш альбом, заплатить вам только 85% от всех продаж. Когда альбом продается уже в течение 18 лет и не является новым товаром, условия этого параграфа медленно смягчаются, но даже и после стольких лет он действует в большинстве контрактов.
85% от $731,850 равно $622,072.50. Ну что ж, все еще неплохо. Но мы не закончили... При работе с крупной студией вам нужен некто, кто будет продюссировать ваш альбом. Прошли те времена, когда группы семидесятых сами продюссировали свои альбомы и продавали их миллионными тиражами. Сегодня продюсеров приглашают.
Продюсер берет стандартные 4% от всех продаж. Эти 4% кладутся на плечи группы. Значит, вычитаем $24,882.90, у вас остается $597,189.60.
Продолжим. Создавая альбом, вы несете расходы: время работы в студии и звукоинженеры, новые инструменты и примочки, приглашенные музыканты, и т.п. Возможно, вы проведете 2 месяца за студийной работой, потом должны будете ждать еще 6 месяцев, пока альбом доведут до ума, и он окончательно поступит в продажу. Все это означает, что вам нужно платить за квартиру, еду и прочее. Если вы будете работать полный рабочий день на стройке, у вас не останется времени на музыку. Вам нужны деньги. То есть, студия их вам одалживает. Обычно, это около $150,000. Хорошего в этом то, что, если альбом не продается, вам не придется выплачивать эти деньги назад. Но с такими продажами, как у вас здесь, ссуда должна быть выплачена.
Итак, после выплаты ссуды остается $447,189.60. Вы не заметили, что данная сумма составляет аккуратную половину от первоначальной? Ну, так это же еще не все, друзья...!
Контракт с крупной студией подразумевает съемку видео. Каждое видео обходится в сумму около $65,000, разумеется, по средним расценкам. Расходы на видеосъемку делятся между группой и студией. В среднем, вы сделаете три видео на $195,000, из которых на вашу долю приходятся $97,500. Это означает снижение заработка до $252,189.60.
Теперь выездные концерты. Все гастрольные расходы несете только вы. Если ваш альбом не вышел как раз накануне, вы не сможете продавать столько билетов, сколько хотели бы, поэтому вам нужен кредит. Скажем, $40,000. Это нормальная сумма. Конечно, ее нужно будет вернуть. Остается $212,189.60.
Приплюсуем всякие разности: фотосъемки, рекламные плакаты, интервью и прочее и прочее. За все это сначала платит студия, но затем вам придется деньги возвращать. Обычно, цифра доходит до $100,000. Вычитаем их, и у вас теперь только $112,189.60.
Разделите эту сумму на четыре, если в составе вашей группы четыре человека. На каждого приходится $28,047.40. Или нет? Помните того менеджера, которого мы упомянули в самом начале? Он возьмет 10%. Итак, после продажи трехсот тысяч экземпляров дисков вашего альбома у вас осталось $100,970.64 всего или $25,242.66 на каждого члена группы. Разумеется, студия сделает все, что в ее силах, чтобы оторвать кусок и от этой суммы. Чаще всего, группа остается ни с чем, а если ей и заплатят, то денег приходится ждать очень долго.
Такова реальность работы с крупными студиями звукозаписи. Если у вас нет высокопрофессиональных адвокатов, лучших в мире менеджеров и миллионных тиражей, денег у вас не будет.
Я не выдумывал этих цифр. Все тоже самое можно прочитать в книге "The Indie Band Bible" Марка Маковей (Mark Makoway, гитарист группы Moist) или в других источниках.
Наконец, часто всплывают и грязные факты. Например, только администрация компаний знает точное количество проданных экземпляров альбома. Я не утверждаю, что все они обязательно лгут, однако, неприличных историй сколько угодно. К счастью, сейчас существует новая система отслеживания продажи дисков. Каждый раз, при покупке диска, на нем сканируют код, который мгновенно регистрируется в центральной, независимой системе. Данные этой системы показывают полную информацию о суммах продаж, в какой стране произведена покупка, дате покупки и т.д. Собранная таким образом информация абсолютно точна, и по ней составляют списки популярности по продажам, такие как Billboard и другие. Списки по продажам отражают только количество официально проданных экземпляров. Поэтому если альбом находится на первом месте по продажам, то это еще не означает, что он находится на первом месте по количеству проданных копий.
Авторское право немного скрашивает будни. Если вы поете чужие песни, то денег вам не заработать никогда, на этом ваша карьера заканчивается. Но если вы пишите песни, тогда в дело закручиваются дополнительные финансы. За десять песен в альбоме студия обязана заплатить $1.80 за проданный альбом. И студия никоим образом не может снизить или урезать этот тариф: таков закон. Точка.
То есть $1.80 за экземпляр дает $540,000. Не забудьте, что те 15%, которые просто отданы в магазины, были проданы, поэтому они должны заплатить за все 300 тыс.
Технически, эти деньги идут издателю. Когда вы записываете свой материал и не хотите, чтобы его записывали другие, то задача у издателя только одна: получить чек и отдать его вам. Эта заработанная сумма, по своей сути, предназначается тому, кто сочинил песни, исходя из вклада в сочинение, аранжировку и тому подобное.
Как всегда, есть одно "но". Если вы лично написали все песни и получили этот чек, что скажут остальные члены группы? Вы думаете, они станут с вами записывать следующий альбом, если им ничего не достанется? Итак, эти деньги делятся между всеми членами команды. Процент, разумеется, может варьироваться. В одних группах сочинитель получает больший процент, в других деньги делятся поровну. Данный вопрос должен быть решен между музыкантами с самого начала и закреплен письменно. Нужно также помнить, что даже если вы и сочиняете сырой материал, то именно группа дает ему жизнь.
Тут вы, конечно, подумали, а зачем вообще связываться с издателем? Можно же и самому издавать свои вещи. Выдумал подходящее название для фирмы, зарегистрировал ее и вперед. Однако, издатель полезен. Издатель покупает половину прав на ваши песни. Когда вы подписываете такой договор, альбом еще не издавался. Вы не знаете, будет ли он вообще продаваться. Издатель, исходя из своего опыта, примерно оценивает возможную прибыль и дает вам вперед половину той суммы, которую он ожидает получить от использования прав на ваш материал. То есть, повторю, эти деньги вы получаете заранее. Если альбом не продается, все равно они остаются при вас. Разумеется, сделка с издателем означает, что вместо $540,000, как в нашем примере, вам причитается только $270,000. Но большинство музыкантов идет на это.
Вы видите, что профессионал в такого рода деятельности живет только на аванс. Здесь и лежит разница между жизнью и смертью в этом бизнесе.
В плюс также идут вознаграждения (делятся с издателем) за проигрывание ваших песен на радио, использование их в фильмах, рекламе и всякой всячине. На гастролях можно продавать футболки, буклеты и прочие атрибуты. Это единственное, что вы можете купить за свои деньги и продавать себе в карман (часто минус процент для концертного зала). Выручка за проданные билеты обычно покрывает затраты гастролей и проживание. Без футболок группа зарабатывает очень мало на выездах, поэтому и футболки стоят по 50-100 долларов. Вспомните об этом, когда в следующий раз будете жаловаться на высокую цену за футболку на концерте своей любимой группы. Хотите, чтобы она продолжала записываться и выступать?
А если вы музыкант и выступаете с концертами, достаточно ли футболок запасли на следующее выступление?
КУДА УЛЕТУЧИВАЮТСЯ ДЕНЬГИ? Часть 2
Итак, существует группа. Вполне обычная, но достаточно неплохая, чтобы на нее обратили внимание. Она уже подписала средней руки контракт с "независимой" студией, которой владеет дистрибьюторская компания. По текущему договору группа остается должна этой студии еще два альбома
Музыканты не без амбиций, поэтому они хотели бы подписать, наконец, контракт с крупной студией, чтобы, ну вы понимаете, чувствовать себя более уверенными, получить хорошее оборудование, гастроли на настоящем специализированном автобусе - ничего экстраординарного, а просто, как небольшое вознаграждение за усердный труд.
На этом этапе у них появляется менеджер. Менеджер знает кухню, уже знаком с какими-то товарищами из среды крупных акул музыкальной индустрии, и он может продать новый проект нужным людям. За все услуги - 15%. Ну что ж, это совсем немного. Кроме того, если дело не выгорит, то группа не должна менеджеру ничего, а если он сможет подписать для них выгодный контракт, то эти 15% потрачены с умом.
И вот, раздается звонок из A&R и им объявляют, мол, "наша компания уже давно следит за творчеством вашей группы, а когда ваш менеджер представил вас, мы быстро пришли к согласию. Не могли бы мы с вами встретиться и обсудить детали контракта с нашей студией?". Ну вот и пришло оно - время больших перемен.
Музыканты встречаются с агентом A&R, и знаете что? Они представляли себе агента крупной студии звукозаписи совершенно другим. Он молод, одевается также, как они, знает все их любимые группы, короче говоря, свой парень. Он уверяет, что будет за них биться и достанет все, что они пожелают. Оказывается, границ возможного не существует, нужно только знать правильный подход. Вечер заканчивается тем, что группа забирает домой копию подписанного тут же предварительного контракта.
Агент A&R полон великолепных идей и даже предлагает взять продюсера с репутацией. Butch Vig не подходит: тому надо 100 штук плюс три процента, но с Don Fleming можно договориться за 30 косых плюс три процента. Хотя это тоже дороговато. Ну тогда может быть они согласятся взять продюсера, который работал с группой David Letterman? Ему потребуется отстегнуть всего лишь три процента. Или можно доверить свой альбом просто кому-то (например, Warton Tiers, за 5-7 тысяч) и потом Andy Wallace уже доведет альбом до ума, взяв 4 штуки за песню плюс 2 процента. Все нужно тщательно обмозговать.
Вне всякого сомнения, музыканты прониклись доверию к веселому агенту. Кроме того, они уже подписали предварительный контракт, а значит, парень действительно намерен с ними работать. Группа ошарашивает новостью менеджера студии, где они работают сейчас, и тому ничего не остается сделать, как пожелать им успеха. Разумеется, ему нужна компенсация за оставшиеся два альбома, все еще причитающиеся по текущему контракту, но об этом с компанией A&R он договорится сам. Sub Pop заработала миллионы, распродавая Nirvana, и Twin Tone не прогадали, получив 50 тысяч за the Babes и 60 тыс. за the Poster Children-и все это не продав ни единого дополнительного альбома. Новая студия тоже не против, так как эти расходы с лихвой окупятся прибылью.
Наконец, группа подписывает окончательный контракт, правда, не совсем на тех условиях, на какие музыканты представляли себе в своих мечтах. Они решают, что на всякий пожарный лучше бы обратиться к юристу, специализирующемуся на контрактах в шоу-бизнесе. Консультация у него обходится в некоторую сумму баксов. Ребята сомневаются в некоторых пунктах, но юрист уверяет, что на своем веку повидал много контрактов, и этот вполне приличный. Группа получает огромные деньги: 13% минус 10% за упаковку (Так как в отпускную цену CD входит стоимость упаковки, студии не выплачивают процент от стоимости упаковки. Например, диск стоит $12.98. Вычитаем 10% за упаковку, получается $11.75. Теперь, если контракт предполагает выплату 13% от стоимости диска, то эти 13% исчисляются не от отпускной цены ($12.98), а от цены диска без упаковки ($11.75). прим. переводчика). Это не Buffalo Tom был, кто получал 12% минус 10? Ну бог с ним, оставим это...
Старая студия просит только 50 штук, без процентов. (Вот это да! Sub Pop заполучила 3 процента, за то, чтобы отпустить Nirvana). Группа подписала договор на четыре года с отчислениями в свой кошелек за каждый год. Только аванс на первый год составляет $250,000. Подумать только! Четверть миллиона и только за то, чтобы в группе поиграть!
Менеджер контрактом доволен, особенно большому авансу. Помимо этого, он знает издательскую компанию, которая возьмет группу на себя, если они подпишут контракт со студией, и еще даст 20 тыс. аванса. Тоже деньги. Менеджер говорит, что издательское дело очень запутано, никто не знает откуда деньги берутся, но юрист, просмотрев контракт, уверил, что этот аванс просто чистый подарок.
Агент по продажам билетов в восторге от новоиспеченных звезд. Он говорит, что теперь группа будет зарабатывать в среднем от тысячи до двух за концерт. Этого достаточно, чтобы организовать пятинедельные гастроли, с хорошими техниками, купить новое оборудование и даже гастрольный автобус в придачу. Автобусы довольно дороги, но если посчитать стоимость комнаты в отеле для каждого члена группы и персонала, тогда то на то и выходит. Некоторые составы, например, Therapy, Sloan или Stereolab пользуются автобусами, даже если собирают пару сотен баксов за концерт, а тут две тысячи! Группа будет более комфортно путешествовать, а значит лучше выступать.
Агент также говорит, что студия может подключить торговую фирму, которая выплатит аванс за будущие продажи футболок! С ума сойти! Это же Клондайк! Юрист на всякий случай должен проверить и этот контракт...
Друзья обмывают выгоревшую сделку на разгульной вечеринке. Поляроид не успевает просушивать пленку, все на рогах, студия побеспокоилась о лимузине для членов группы.
Решено нанять продюсера, который работал с группой Letterman. Он поставил в строй всех техников, настроил ударники, вылизал усилители и гитары. Специально назначенный товарищ побеспокоился и притащил кучу дорогих классических микрофонов. Какой теплый звук, скажу я вам. Другой знающий череп проштудировал фазы-противофазы цепей оборудования в комнате пульта управления! Профессионал, нечего и говорить. Как шаман колдовал продюсер с помощью горы оборудования, и наконец все согласились, что результат звучит очень "остро" и "горячо"."
Весь этот тяжкий труд был оплачен. Благодаря отснятому видео, альбом подан, как горячий пирог! Четверть миллиона экземпляров легко разошлись по фонотекам благодарных фанатов!
А теперь давайте посмотрим, как их объегорили: Здесь показаны счета, которые ежедневно можно увидеть в контрактах на запись альбомов. Нет надобности коверкать эти цифры, чтобы представить положение вещей хуже, чем оно есть на самом деле, так как примеров из жизни сколько угодно. Собственно, это и есть, как оно в жизни.
Приход подчеркнут, затраты не подчеркнуты.
Аванс: |
$ 250,000 |
Гонорар менеджера: |
$ 37,500 |
Гонорар юриста: |
$ 10,000 |
|
|
Бюджет записи альбома: |
$ 155,500 |
Аванс продюсеру: |
$ 50,000 |
Гонорар студии: |
$ 52,500 |
Ударники, усилители, микрофоны и прочее: |
$ 3,000 |
Пленка: |
$ 8,000 |
Прокат оборудования: |
$ 5,000 |
Перевозка и погрузо-разгрузочные работы: |
$ 5,000 |
Жилье на время работы в студии: |
$ 10,000 |
Питание: |
$ 3,000 |
Изготовление мастер-диска: |
$ 10,000 |
Копии пленки, вспомогательные диски, разные мелочи: |
$ 2,000 |
Эскиз обложки и иллюстрации: |
$ 5,000 |
Фотосъемка и размножение фотографий: |
$ 2,000 |
|
|
Бюджет видео: |
$ 31,000 |
Камеры: |
$ 8,000 |
Команда: |
$ 5,000 |
Производство и конвертирование |
$ 3,000 |
Монтаж: |
$ 2,000 |
Монтаж на месте: |
$ 3,000 |
Питание: |
$ 1,000 |
Сцена и сборка-разборка сцены: |
$ 3,000 |
Ксерокопии, курьеры, транспорт: |
$ 2,000 |
Гонорар режиссера: |
$ 4,000 |
|
|
Фонды группы: |
$ 15,000 |
Новая, модная, профессиональная установка ударников: |
$ 5,000 |
Новые, модные, профессиональные гитары: |
$ 3,000 |
Новые, модные, профессиональные гитарные усилители: |
$ 4,000 |
Новая, модная, профессиональная бас-гитара: |
$ 1,000 |
Новый, модный усилитель бас-гитары: |
$ 1,000 |
Съем помещения для репетиций: |
$ 500 |
Большая на всю катушку вечеринка для друзей: |
$ 500 |
|
|
Гастроли (5 недель): |
$ 50,875 |
Автобус: |
$ 25,000 |
Техники и ассистенты: |
$ 7,500 |
Питание и суточные: |
$ 7,875 |
Бензин: |
$ 3,000 |
Товары первой необходимости: |
$ 3,500 |
Гардероб: |
$ 1,000 |
Реклама: |
$ 3,000 |
|
|
Валовой заработок на гастролях: |
$ 50,000 |
Гонорар агента по продаже билетов: |
$ 7,500 |
Гонорар менеджера: |
$ 7,500 |
|
|
Аванс торговой фирмы: |
$ 20,000 |
Гонорар менеджера: |
$ 3,000 |
Гонорар юриста: |
$ 1,000 |
|
|
Аванс издательский: |
$ 20,000 |
Гонорар менеджера: |
$ 3,000 |
Гонорар юриста: |
$ 1,000 |
|
|
Продажа альбома: 250,000 по $12: |
$ 3,000,000 |
Валовой процент от продаж [13% от 90% продаж]: |
$ 351,000 |
Выплата аванса: |
$ 250,000 |
Проценты продюсера [3% минус $50,000 аванса]: |
$ 40,000 |
Бюджет на рекламу |
$ 25,000 |
Отходные старой студии: |
$ 50,000 |
Гонорар чистыми: |
$ -14,000 |
Теперь, с другой стороны, давайте посмотрим на заработки студии:
Оптовая цена за диск $6.50 x 250,000 |
$ 1,625,000 валовой доход |
Отчисления артистам: |
$ 351,000 |
Дефицит от отчислений: |
$ 14,000 |
Затраты на производство, упаковку и распределение @ $2.20 за диск: |
$ 550,000 |
Валовой доход студии: |
$ 710,000 |
БАЛАНС: Сколько заработал каждый из участников в конце игры:
Студия звукозаписи: |
$ 710,000 |
Продюсер: |
$ 90,000 |
Менеджер: |
$ 51,000 |
Студия: |
$ 52,500 |
Старая студия звукозаписи: |
$ 50,000 |
Агент по продажам билетов: |
$ 7,500 |
Юрист: |
$ 12,000 |
Каждый музыкант группы: |
$ 781.25 |
Как мы помним, контракт был заключен на 4 года, таким образом на этот момент он выполнен на 1/4. Группа сделала богаче музыкальную индустрию более чем на 3 миллиона долларов, но сама осталась должна ей $14,000. Следующий альбом будет примерно таким же, только на этот раз студия будет настаивать на большем вложении денег и времени. Так как предыдущий альбом не возместил затрат, группа не получит кредита и остается еще должна. Новые гастроли тоже окажутся примерно похожими за исключением того, что торговой компании будет заплачено вперед, а группа, странным образом, от продаж футболок не получит ни копейки. Возможно, легкая промышленность училась вести дела в шоу-бизнесе...
|
|
Просмотров: 1924 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|
|
|
Если вы считаете, что данный материал
будет полезено прочитать вашим друзьям,
просто нажмите на эту кнопку и заполните
форму для отправки рекомендательной ссылки
|
Статистика |
|
Онлайн всего: 7 Гостей: 7 Пользователей: 0 |
|
| |