Так написано в книге Нострадамуса: "В девятой декаде, Хозяин Реальности встретится с Покровителем Марионеток", James Hetfield с Metallica и Tony Iommi с Black Sabbath исполнили это предсказание.
Tony Iommi и James Hetfield пришли на Большую Встречу в черном. Никто не был удивлен такой окраске одежды. Скорей всего, было бы чему удивиться, если бы они не выглядили как близнецы-экзекуторы. Всё таки, черный - это официальный цвет хэви-металльного королевства и эти двое - "короли королей".
Несмотря на одинаковую одежду, Iommi и Hetfield различны и контрастны во многом. Iommi с его аккуратно подрезанными усами и мягким английским акцентом, создает впечатление гордого британского лорда. Светловолосый, остроязычный Hetfield с голосом асфальтореза больше похож на задиристого городского бандита.
Однако, при встрече с гитаристом Black Sabbath внешняя грубость Hetfield'а рассеивается в дыме прекловения перед легендой Iommi, который прибыл несколько раньше. "Я так рад наконец-то тебя увидеть живьем, приятель" - с восторгом произнес Hetfield.
Iommi быстр на ответные комплименты. "Мой сын подарил мне твой последний альбом, это одна из первых вещей, которые я могу слушать без критики. Я все время слушаю его в машине". С этих слов громового бога Hetfield просто засиял.
Как лидер Black Sabbath, Iommi прошел всю школу необточенной, усиленной и грубой музыки, которая впоследствии стала известна как хэви-металл. Хотя многие гитаристы изучали трехструнные металлические аккорды и применяли дисторшн в 60-х годах, Iommi был первым гитаристом, который воплотил эти музыкальные элементы в своей музыке.
Оригинальный состав Black Sabbath - гитарист Iommi, вокал Ozzy Osbourne, басист Geezer Butler и драммер Bill Ward , которые впервые сошлись в группе под названием Earth, играя поп и блюз. Уже на следующий год группа нашла применение громкости, овердрайву и паранойе, вскоре после этого назвав себя Black Sabbath. Первая серия их воспламенняющих синглов вышла на Warner Brothers звукозаписи. Это были Paranoid (1970), Master Of Reality (1971), Sabbath Bloody Sabbath (1975) и Heaven And Hell (1980) с заменой вокалиста на Ronnie James Dio, с последующим "дьявольским" успехом.
Хотя их музыка была подвержена сильной критике и игнорировалась радио-модераторами, в то время было проданы миллионы записей. Радикально звучащая Gibson SG Iommi и его ультимативное соло стало инспирацией для таких гитаристов как Edward Van Hallen, Kim Thayil и конечно же, молодого James Hetfield, создателя группы Metallica.
"Я впервые нашел записи Black Sabbath, копаясь в коллекции записей моего старшего брата," - рассказывает Hetfield. "Мне очень понравились картинки с их альбомов. Я подумал, это надо послушать. И когда я это сделал, я даже не поверил своим ушам. Тяжелая штука ! Sabbath был тем, чем не были шестидесятые. Их музыка была крутой, потому что она была полностью анти-хиппи. Я ненавидел Beatles, Jethro Tull, Love и прочее радостное дерьмо." Несмотря на то, что Black Sabbath перенесли за годы их удачи и поражения и вынесли многочисленные персональные изменения, Iommi и компания снова в строю, сильнее чем когда-либо, с альбомом Dehumanizer. Альбом сделан новым составом, включая Dio, Butler и ветераном-барабанщиком Vinny Appice.
"Если тебе нравятся песни наподобие ‚War Pigs', то тебе понравится и новый альбом,"- говорит Iommi. "В нем множество тяжелых риффов, звучит действительно громко."
Вернемся к нашему интервью.
Guitar World: Tony, какая музыка повлияла на тебя раньше?
Tony Iommi: В самом начале моей карьеры на меня повлияли старые блюзовые записи. Я по сих пор не помню половины названий тогдашних групп, их было так много. Но это были мои первые влияния и мои первые группы были чисто блюзовыми.
GW: Как ты совершил такой прыжок с блюзовой музыки на heavy, Black Sabbath стиль ?
Tony Iommi: Если честно, нам надоело, что люди разговаривают во время нашей игры и мы просто прибавили громкости. (смеется)
GW: James, как стала Metallica пионером трэш-металла?
James Hetfield: Как и Tony, мы вначале играли старые вещи. Мы были просто потрясены новой волной британского хеви-металла, андэрграундом, в том числе группами Venom и Diamond Head. Мы выучили множество их синглов и Lars (Ulrich, барабанщик Metallica) собрал целую коллекцию. Многие думали тогда, что мы исполняем оригиналы, поскольку никто их тогда не слышал...тем лучше для нас !
Так мы заработали славу. Типа: "Вы, ребята, пишите неплохие песни." "Да, я знаю." (смеется) Мы и не хотели говорить, что это не наши песни. Позже мы начали играть быструю музыку, поскольку нас выводило, также как Sabbath, что толпа не обращает на нас внимания. В ЛосАнжелесе, люди просто приходили в клубы, чтобы выпить и посмотреть на других. Также нервозность внесла изменения в стиль нашей игры. Lars всегда был очень нервным на сцене, он начинал играть быстрее и быстрее. Для нас это было очень тяжело, но никто не хотел сказать ему, что он играет слишком быстро. Мы просто решили, что тоже будем играть быстро. Так это вошло в привычку.
GW: Tony, вам было сложно давать концерты в таком крупном индустриальном центре, как Бирмингем ?
Iommi: Он произвел впечатление на нас. Мы были окружены насилием и загрязнением окружающей среды и это стало частью нашей музыки. Мы жили нашей музыкой.
GW: Tony, ты и Ozzy Osbourne были в разных уличных бандах?
Iommi: Да, это верно. Меня раздражал Ozzy. Я даже дрался с ним иногда. Он был "панк". Довольно странно, что Ozzy стал частью Sabbath'а. Bill (Ward, барабанщик Black Sabbath) и я искали солиста, и мы увидели обьявление в газете: "Солист ищет группу. Звоните Ozzy..." . Я тогда сказал Биллу, "я знаю одного Ozzy. Наверное, это он". Мы пошли по указанному адресу и постучали в дверь. Вскоре появился Ozzy. Я сказал Биллу: "Забудь это дело, я его знаю". Но Билл хотел все таки с ним поговорить. Как никак, три недели позже, мы сошлись вместе. Жизнь идет странными путями.
GW: Tony, ты знаешь какую нибудь сумасшедшую историю, приключившуюся с Ozzy ?
Iommi: Их так много. (смеется) Подожди, вот одна из них, довольно смешная. Мы все находились в лифте одного из дорогих отелей и Ozzy срочно приспичило справить нужду. Лифт спустился на первый этаж, в приемный зал. Дверь внезапно открывается - и все видят Ozzy, со спущенными ниже колен штанами...и вся эти люди в меховых пальто таращатся на него с открытыми ртами...(смеется)
Hetfield: Я слышал историю про Bill Ward, который поехал на гастроли с чемоданом, заполненным только пивом. Это правда ?
Iommi: Ага, Bill никогда не брал с собой много одежды. И если брал, то два чемодана: один с грязной одеждой, другой - с еще более грязной. Bill - это был кадр ! Я делал ужасные вещи с ним. Однажды я даже поджог его. Дело было так: мы записывали Heaven And Hell (Warner Bros.,1980) и я сказал ему: "Можно я тебя подожгу ?" Он ответил: "потом, не сейчас". Час спустя Bill сказал мне: "Так, я хочу идти домой. Ты все еще собираешься меня поджечь или как ?" Я сказал: конечно. У меня была бутылочка с бензином и я вылил ее на Билла, поджог его - и упс...он вспыхнул, как новогоднее дерево. Я не мог поверить этому ! Ну конечно, он знал, что я хотел его поджечь, но не до такой степени. Он заорал и стал кататься по полу. Его одежда горела и носки расплавились - нейлон приклеился к ноге. Я не мог ему помочь, потому что умирал от хохота...
Вообще это было серьезно и не смешно. Bill попал в больницу и я чувствовал себя виноватым. Он получил ожоги третьей степени на руках, ногах и везде. На следующий день мне позвонила его мама и сказала: "Ты собака ! Пора уже вырасти...мой Билли лишится ног." Она немного преувеличивала. Но такие истории постоянно случались с Биллом.
GW: Tony, ты был одним из первых гитаристов, настраивающих гитару в Eb, что помогло тебе создать специфический "темный" звук.
Iommi: Многие говорили мне, это не принесет ничего, если ты поменяешь настройку. А вообще я использовал различные настройки. Я даже настраивал на три полутона ниже для Ozzy, потому что иначе он не достигал некоторых нот.
Hetfield: Ничего себе! Ты настраивал гитару в С# ?
Iommi: Мы пытались делать все, чтобы получить еще более тяжелый звук.
Hetfield: Наверное тяжело было оставаться в настройке, особенно с .008 струнами ?
Iommy: Да. Особенно с моей Gibson, потому что "гриф" скривился бы.
Hetfield: С другой стороны, комбинация тонких струн и "спущенного" тона облегчают бенды и вибрато.
Iommi: Вообще, мне пришлось использовать тонкие струны. У меня произошел несчастный случай в начале 60х, после чего мне отрезали кончики пальцев. В результате, я не могу бендовать толстые струны. Я не могу даже чувствовать струны. (показывает руку) Смотри, вот один отрезан и вот этот отошел.
Hetfield: (заметно потрясен) Ого!
Iommi: Внезапно мне пришлось "изобретать" новый стиль игры. По иронии судьбы, несчастный случай произошел именно в тот день, когда я собирался уволиться с работы, чтобы поехать с группой на гастроли в Германию. И когда я снова начал играть, мне пришлось долго потрудиться. Я играл указательным пальцем и мизинцем, поскольку два средних пальца были перебинтованы. Я научился играть бенды мизинцем.
Hetfield: Зачем тебе наперстки, которые ты носишь на пальцах? Ты не можешь играть своими пальцами?
Iommi: Вот этими? Нет. Тут всего один слой кожи, который закрывает кость. Иногда, когда я играю и наперстки слетают - шшш !
Hetfield: Айй !
GW: Tony, ты иногда слушаешь свои старые записи?
Iommi: Конечно. Иногда мы напиваемся и думаем: "Как мы музицировали в наше время ?" И слушаем один из наших старых альбомов.
Hetfield: Мне нравится слушать наши старые записи. Другие ребята с группы говорят, типа: "О, я не могу слышать эту песню, из-за той или другой ноты, которую я сыграл". Особенно Kirk (Hammet, гитарист Metallica). А я полностью забываю об этих вещах, особенно когда напьюсь.
Iommi: В каждом альбоме есть вещи, которые тебе нравятся и те, которые не нравятся. Я думаю, большинство наших записей были хороши для того времени, но я никогда не был доволен.
Hetfield: Вот именно. Если ты доволен, то это конец. Поэтому ты продолжаешь работать. Гитарный саунд - он никогда не совершенен.