Немногих музыкантов за всю историю рока любили так, как гитариста и участника коллектива Оззи Осборна Рэнди Роадса (Randy Rhoads). Разбившийся в 1982 году на спортивном самолете 25-летний Роадс за свою непродолжительную музыкальную карьеру успел зарекомендовать себя, как один самых инновационных гитаристов в мире. В знаковых вещах Оззи, вроде "Flying High Again", "Crazy Train" и "Mr. Crowley", он поразил слушателей своими соло- и ритм-партиями. Его преждевременная смерть укрепила легенду, и многие фаны чтят память музыканта.
Не так давно в редакцию "Guitar World" попала пленка с записью семинара в Гринсбурге, который Роадс проводил 2 февраля 1982 года, за 6 недель до своей трагической гибели. Приведенное ниже - транскрипт урока, данного в тот день. Рэнди показал себя как предупредительный и преданный своему делу человек. Вопросы касались его оборудования и принципиальных моментов игры. Скромный, вежливый и общительный - таким запомнился Рэнди своим фанам: "Это всего лишь второй раз, когда я выступаю с речью перед слушателями. Я очень волнуюсь. Поэтому прошу мне помочь. Задавайте как можно больше вопросов - и я отвечу всем..."
- Какие эффекты вы используете для концертных выступлений?
- В мой комплект входят "MXR Distortion+", 10-полосный эквалайзер "MXR", хорус "MXR stereo chorus", флэнджер "MXR flanger", вау-педаль "Crybaby" и педаль громкости Roland. Играя соло, я никогда не использую эффекты эхо и тому подобные штуки.
- Есть ли в вашей гитаре встроенный преамп?
- Нет, это всего лишь "Distortion +" в цепи эффектов. Я практически никогда его не выключаю. Мои усилители - "Marshall".
- Какие используются динамики?
- "Altec". Мне кажется, что они светлее и чище "Celestion". Я обнаружил, что "Celestion" сами по себе дают перегруз, а если добавить фузз, то звук получается просто ужасный.
- Были ли у вас проблемы с обратной связью?
- Да, постоянно. Например, как только я отпускаю струны, гитара начинает "заводиться". Приходиться играть, закрывая рукой датчик. Есть другие варианты: используйте педаль громкости и выключайте перегруз, иначе не избавиться от противного визга. Я именно так и делаю.
- Ваша гитара "Charvel Flying V" оснащена каким-то специальным тремоло?
- Гровер Джексон (Grover Jackson), владелец "Charvel", сделал сам эту гитару для меня, используя стандартные комплектующие. По-моему, не существует идеальных "машинок" (исключение составляет разве что "Floyd Rose"), но "гроверы" показали себя с лучшей стороны. У меня есть другой "Flying V", не Charvel, - проблемы со строем постоянные.
- Какую музыку вы заиграли, взявшись впервые за гитару?
- Сейчас мне 25. Так что проблематично вспомнить что я играл, когда мне было семь лет. Я просто играл на гитаре. Помню, что пытался изобразить "Malagueсia" (гитарный стандарт фламенко) на старенькой испанской гитаре. Чуть позже пытался воспроизвести мелодии, которые звучали по радио: "Gloria", "Louie Louie" и все такое прочее.
- Кто из исполнителей повлиял на вашу манеру игры?
- Меня постоянно спрашивают: "Кто твой любимый гитарист?", "Кто оказал влияние?"... Если занимаешься достаточно долго, то и музыканты, которые оказали влияние, постоянно меняются. Представляете: у меня до 16 лет не было собственного магнитофона. А значит - и возможности снимать "с нуля". Я слушал радио. Это было клевое время. Один из кумиров детства - Лесли Уест (Leslie West) из "Mountain". Тогда Лесли был для меня величайшим гитаристом на Земле. Но сейчас нет каких-то явных предпочтений. Мне нравится любой, кто играет на гитаре.
- Вы где-то учились или самоучка?
- По большему счету, самоучка. В детстве я учился основам народной и классической музыки. Потом начал играть рок. Вообще-то, я и сейчас беру уроки.
- Занимаетесь и сейчас?
- Да, когда был в Англии.
- И у кого же?
- У кого угодно, когда было свободное время и что-то в этом духе. Приезжаю в новый город, нахожу по телефонному справочнику учителя и начинаю морочить ему голову.
- Были ли какие-либо группы до Оззи?
- Да, в локальном лос-анджелесском ансамбле "Quiet Riot" я проиграл лет пять. Когда меня пригласил Оззи, группу пришлось покинуть. Были еще какие-то гаражные команды...
- Какие записи были сделаны и выпущены в составе "Quiet Riot"?
- О, да. У нас даже был какой-то контракт. Но знаете как по молодости бывает... Короче говоря, "проморгали". Говорят, что наши пластинки были изданы в Японии. Мне тогда было 17, а продюсер хотел, чтобы мы звучали больше, как поп-группа. То есть никаких тяжелых гитар вы там не услышите.
- Что вы думаете о других гитаристах? Скажем, о Майкле Шенкере?
- На мой взгляд Майкл Шенкер - превосходный рок-гитарист. Он очень мелодичный и играет с большим чувством.
- Кого можно отнести к этой же категории?
- О, это можно привести сотни имен. В смысле, любого, кто хорош в том, что он делает. Эдди Ван Хейлен - фантастический музыкант, Ричи Блэкмор…
- Бытует мнение, что вы подражаете Эдди Ван Хейлену. Как вы к этому относитесь? Оказал ли он в действительности на вас влияние?
- Что я хочу сказать: мы из одного города, играли в дружественных составах... В Лос-Анджелесе каждый второй играет на гитаре, и все мы очень похожи. Да, у нас много общего.
- Что вы думаете о Ангусе?
- Ангус Янг? Он - величина. Он нашел свою струю.
- Тони Айомми?
- До встречи с Оззи я практически ничего не знал о "Black Sabbath". Наверное, поэтому меня и взяли. Мы очень разные. У нас разные подходы к музыке.
- Говорил ли он почему ушел из "Black Sabbath"?
- О, да. Постоянно. Догадываюсь, почему они не вместе. 14 лет в одной группе, согласитесь, - срок очень солидный.
- Когда вы пишете соло, то чему уделяете внимание в первую очередь: мелодии ли техническим аспектам?
- Все зависит от гармонии и настроения песни. Необходимо выбрать оптимальный вариант. Мне нравится играть мелодически.
- Как вы думаете: в чем залог хорошей группы?
- Прежде всего, надо играть хорошо вместе, чтобы уровень участников коллектива был приблизительно одинаковый. Если один хочет зарабатывать деньги, а другой - сделать что-то оригинальное, возникает конфликт. Думаю, что все музыканты в группе должны хотеть и любить одно и тоже.
- Правда ли что на прослушивании у Оззи вы не сыграли ни ноты, просто включили гитару и начали настраиваться?
- Правда… Я и сам не знал, что подумать (смеется). Думал, что придется играть с группой, принес с собой небольшой усилитель "Fender". Прихожу - все за стеклом, в комнате только я и усилитель. Мне говорят: "Ну, давай играй". Думаю про себя, мол, шутить изволите? Что играть-то? Решил начать с упражнений. Тут Оззи и говорит: "Нормально. Хватит". А поиграл я всего-то пару секунд! Опять думаю: "Издеваются, что ли? Они ведь меня еще не слышали?".
- Можете ли сыграть что-нибудь прямо сейчас?
- Что например?
- Как насчет соло из "Over the Mountain", где вы играете быстрый фрагмент без аккомпанемента?
- Первая часть играется следующим образом. Это E-минор. Далее - серия быстрых сдергиваний (pull-offs) на открытых струнах. В завершении - "подъезд" рычагом. Вот, собственно, и все. То есть один реальный лик, а все остальное, по сути, - шумовые эффекты.
- Сыграйте соло из "Revelation (Mother Earth)".
- OK. Соло в E-миноре. Начинается с E-бемоль (D#) и играется до E-бемоль (D#). Следующая фраза исполняется ребром медиатора для того, чтобы добиться риффового звучания на октаву выше. Живьем она звучит несколько иначе. Потом кусок такой: единственная странная нота в Е-минорной части.
- Можете сейчас сыграть тэппинговый фрагмент из соло "Flying High Again"?
- Без проблем. Указательный палец левой руки прижимает C# (1-я струна/9-й лад). Тэппинг исполняется правой рукой выше - A (1-я струна/17-й лад). Затем переходите на струну B. Обе руки сдвигаются на лад выше. Тоже самое на струнах G и D, которыми заканчивается фраза. Следующие четыре такта исполняются также, но начинаете с четвертой струны, с ноты E. Далее - тоже самое, сдвигаясь на лад выше до нижней струны E.
- В какой тональности "Flying High Again"?
- В A.
- Похоже, что по сравнению с "Blizzard of Ozz" "Diary of a Madman" записывался в каком-то другом строе?
- Да, на полтона ниже.
- Почему?
- При записи второго альбома поломался тюнер, я и начал строить гитару на полтона ниже. Многие люди делали это и раньше, но я - впервые. Это придает тяжесть аккордам, а целом звучание получается злее. Выезжая в тур, я беру с собой несколько гитар, которые настроены по-разному. Так что некоторые песни мы играем в стандартном строе, а некоторые на полтона ниже.
- Сыграйте начало "Crazy Train"?
- Пожалуйста.
- На записи использовался эффект "wah-wah"?
- Нет, только дисторшн.
- Как исполняется ритм-партия "Crazy Train"?
- Что вроде этого. Аккордовая прогрессия - A - E/A - D/A - A. Открытая струна A сопровождает линию голоса. Конец фразы - быстрый лик - это сдергивание pull-offs на открытых струнах. В конце куплета можно услышать аккордовую инверсию, когда каждый аккорд берется с 3-й ступенью в басу. Вот аккордовая прогрессия - A/C# E/G# D/F#. Басовый тон исполняется на нижней струне E.
- Как исполняется ритм-партия перед куплетом?
- Во втором куплете я добавляю рифф с аккордом F#m в конце прогрессии. Что-то типа того.
- А как насчет быстрого восходящего пассажа во втором припеве?
- Это кусочек из разряда "обманных". Я его даже на концертах не играю, потому как он в действительности звучит очень грязно. Эта фигура - арпеджио F#-минора из трех нот, которая скользит по грифу хроматически (каждый раз ладом выше). После всего этого идет слайд медиатором.
- В соло на "Crazy Train" также используется тэппинг?
- Да, соло начинается с тэппингового лика, после которого я играю медленную трель. Она скользит на тон ниже.
- Расскажите как вы разогреваетесь перед выходом на сцену.
- У меня есть несколько упражнений, где задействованы первый, второй и четвертый пальцы. Вот одно из них (Fig. 5A). Для занятий хорошо подходит упражнения с использованием переменного [Fig. 5B]. В процессе занятий увеличивайте темп. Мне также нравятся упражнения, в которых используется прием "hammer-on" (легато). Смотрите Fig. 5C и D. Все эти упражнения я и использую перед выходом на сцену.
FIG.5
- Не могли бы вы показать необычные аккорды, что можно услышать в "Diary of a Madman"?
- ОК. Песня начинается с A (мажорное трезвучие) с добавленной пониженной пятой ступенью. Таким образом, А - тоника, третья ступень C#, E-бемоль и открытая первая cтруна E. Звучание E-бемоль и E и дает этот диссонирующий эффект. Конец фразы - арпеджио Emaj9 (Eadd2) с седьмой пониженной ступенью. Гармония куплета практически та же, что и в первых четырех тактах вступления, но играется в другом размере. Отличается и конец фразы. Размер 6/8. Затем - тяжелый рифф с перегрузом, который появляется еще несколько раз в песне. Вот как играется интро. В бридже и интерлюдии я играю тяжелый подклад. Последний аккорд в первом такте очень похож на C7, но я обыгрываю его как E-уменьшенный, так как оба аккорда построены практически одинаково (G, Bb и E). Перед интерлюдией я играю тяжелый рифф, который напоминает первый рифф, но здесь он транспонирован в Е-минор. Сама интерлюдия начинается с аккорда Em(add9).
- Каждый вечер вы выходите на сцену. Соло играете каждый раз одинаково или импровизируете?
- Каких-то существенных различий между записанным на пластинке и исполняемым на концерте нет. Все зависит от звука, который ставится на концерт. Если звук плохой, я оставляю лишь основной каркас соло. Если хороший, играю так, как на альбоме.
Перевод и адаптация Андрея Гончарова