Итак, кто же повинен в столь чудовищной задержке? В первую очередь, собственно сам Джон Майкл Осборн (паспортное имя Оззи), ухитрившийся растянуть свою последнюю студийную сессию до бессовестных двухлетних габаритов. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, учитывая патологическую леность современных рок-старс, что выпуск ими новых альбомов менее чем после трёхгодичной паузы зачастую воспринимается как неоправданная и подозрительная торопливость. Однако будем блюсти хронологию.
В июне 1992 года Осборн объявляет о начале своего прощального мирового турне под выразительным названием "No More Tours" (в переводе - "больше никаких туров"). Решение навсегда оставить музыкальное поприще Осборн мотивирует якобы преклонным возрастом и желанием посвятить себя делам семейным. "Вся моя жизнь на протяжении последних двух десятков лет - это одно сплошное "road-movie", - сетует он. - Я устал от гостиниц, от студий, от нескончаемых разъездов, от - того, что лишён возможности проводить с семьёй столько времени, сколько мне хотелось бы. С меня довольно, пришло время остепениться".
Однако на финальном концерте "No More Tours", состоявшемся 15 ноября 1992 года в калифорнийском местечке Коста Меза, случился занятный инцидент, положивший начало обильным сплетням на тему этической "нечистоплотности" Осборна. Шоу, в рамках которого было организовано! второе пришествие" оригинального состава Black Sabbath, закончилось самым интригующим образом. Когда "чёрные саббатини", отыграв четырёхпесенный сет из своих классических боевиков "Black Sabbath","Fairies Wear Boots","Iron man" и неизменной "Paranoid", под фейерверочные канонады и экстатический рёв многотысячной толпы покидали сцену, провожаемый на пенсию Оззи подошёл к микрофону и неожиданно провозгласил: "Я ещё вернусь!". Публика в недоумении. Занавес.
Неудивительно, что эта эскапада послужила более чем достаточной пищей для пересудов о том, что заявление Оззи, сделанное по поводу его дезертирства с передовой музыкального шоубиза - всего-навсего обыкновенная "утка", ловкая рекламная фальсификация, призванная обеспечить свежие бюджетные вливания в семейную копилку Осборнов. Какие мысли по данному поводу роились в голове самого Оззи, сказать теперь сложно. Но, как бы там ни было, два года он честно провёл в лоне семьи. Увлёкся охотой и рыбалкой, купил ружьё, мотоцикл и бинокль ночного видения. За два года музыкант появился на людях лишь однажды - 1 марта 1994 года, на вручении "Grammy". Оззи тогда получил статуэтку за композицию "I Don't Want To Change The World".
И вот, 1995 год приносит очередную порцию слухов, иллюстрирующих расхожий афоризм о том, что "горбатого могила исправит". Оказывается, Осборн активно готовит свой камбэк и совместно со Стивом Ваем спешно ваяет песенный материал к пластинке под рабочим названием "X-Ray". В нечто официальное эти слухи оформляются к августу, когда Осборн начинает вербовать музыкантов для концертной группы. Сошедший следом со стапелей "Epic Records" лонгплей "Ozzmosis" оккупирует четвертую строчку в американском Top-100. Кстати, не в последнюю очередь этот диск любопытен тем, что в процессе его записи Оззи впервые отказался от стимуляции алкоголем и наркотиками. Так что же произошло? Что пробудило динозавра британского хард-рока от беззаботной семейной спячки? "Такой уж я человек, - смеётся Осборн. - Когда я в пути, то хочу поскорее домой, когда оказываюсь дома - меня снова тянет в турне. Я всегда недоволен - что ж, у меня сложный характер. Единственное, что я понял про себя за эти два года - что завязать с музыкой мне, похоже, не удастся никогда".
1996 год приносит свежие сюрпризы. Нашедший в себе силы на примерку стилистических обновок (аранжировки "Ozzmosis" - выше всяких похвал!) и записавшей едва ли не лучший альбом в своей обширной дискографии, заслуженный хэви-металлический фигляр не собирается почивать на лаврах и уже осенью открывает новую страницу своей витиеватой карьеры - и этой страницей становится оставляющий за собой километры выженой земли "OzzFest".
"OZZFEST": ЖИЗНЬ В ДОРОГЕ
"OzzFest" сегодня - один из самых крупномасштабных и крупнобюджетных ежегодных "металлических" фестивалей, колоссальная передвижная шоу-мистерия, организуемая стараниями жены Осборна Шэрон (которая, как известно, не только повязана с Оззи матримониальными путами, но и является его менеджером). Пробный "OzzFest" стартовал 14 сентября 1996 года и сразил фанатов воистину планетарным размахом и звёздным составом команд-участниц: Sepultura, Slayer, Biohazard, Fear Factory, Danzing, Prong, - вся элита американского "тяжмета" сошлась тогда на просторных фестивальных подмостках. Кроме того "OzzFest" 1996 году даровал "путёвку в жизнь" многим начинающим группам, в дальнейшем благополучно переросшим в корпоративных монстров от "angre-металла". Ведь именно на "OzzFest" впервые во всеуслышание заявили о себе Neurosis, Powerman 5000, Coal Chamber, Earth Crisis и Cellophane. Кстати, тем более странно заявление Осборна относительно тиражированных "нью-металлических" клонов, наводнивших в последние пару лет радио-эфиры, MTV-частоты и престижные пластиночные чарты. "Мой сын частенько слушает подобную дрянь, и каждый раз я не в состоянии найти даже намёка на мелодию в риффах этих групп, - жалуется Осборн. - А ведь без хорошей мелодии невозможно написать хорошую песню. Можете считать меня старым брюзгой, но мои авторитеты в музыке остались теми же, что и десять, и двадцать лет назад - это Джон Леннон и Пол Маккартни. И я думаю, что всяким пустоголовым юнцам ещё очень далеко до нас, стариков".
Однако, назвать Осборна выжившим из ума маразматиком, слепо культивирующим ископаемые разновидности хард-рока, навряд ли повернётся язык даже у самого отъявленного сноба. При определённой консервативности филофонических пристрастий, Оззи Осборн - один из самых ревностных поборников музыкального прогресса, не чурающихся сотрудничеством с молодыми командами - и причём не обязательно "металлического" свойства. Например, в 1998году Осборн совместно с рэпперами из DMX и Crystal Method записал композицию "Nowhere To Run" для звуковой дорожки к мультфильму "South Park".
Последние четыре года Осборн занимался чем угодно, но только не сольным творчеством. Тем не менее, "вести с полей" поступали со стабильной регулярностью: то Оззи снова воссоединяется с Black Sabbath (был даже выпущен двойной CD "Reunion", включавший, помимо концертного материала, пару абсолютно свежих студийных треков), то в альянсе с пёстрыми безумцами из Coal Chamber записывает кавер-версию Питера Гэбриэла "Shock The Monkey", то озвучивает самого себя в компьютерном адвенчере "Ozzy's Black Skies", то записывает бэк-вокальные партии для композиции "Vertical Man" к одноимённому сольнику Ринго Старра, то работает над автобиографией. В 2000 году Осборн сыграл микроскопическую (но бесподобную!) роль в комедии Стивена Брилла "Little Nicky". В общем, Оззи поспевает на всех фронтах разом - но только не на том, каком хотелось бы. Тем не менее, музыкальные масс-медиа неустанно муссируют слухи о грядущем номерном опусе. Предварительная дата его релиза анонсируется на начало 1997 года - но тогда Оззи выпустил бестолковый двойной "the best" , "Ozzman Cometh", который содержал лишь один принципиально новый трек "Back On Earth". Зато диск оказался щедро напичкан кусками интервью, архивными записями Black Sabbath 1970 года, скринсейверами, концертными видеофрагментами и прочей малополезной мультимедией. 10 апреля 2001 года в дом Оззи приходит горе - умирает его мать, долгое время страдавшая диабетом и почечной недостаточностью.
Меж тем, релиз новой пластинки переносится бесконечное количество раз - в одном только 2001 году дата менялась трижды. Но Осборн упорно не желает возобновлять студийную сессию - вместо этого он развертывает очередной "OzzFest". В конце концов, подобная коматозная волокита настолько осточертела звукозаписывающим нуворишам из "SonyMusic", что они, потрясая перед носом музыканта контрактными бумагами, чуть ли не насильно затолкали его в студийные застенки, где обязали закончить запись альбома. И вот, последняя и окончательная дата - 16 октября. Мир скрестил пальцы, зажмурил глаза и затаил дыхание...
"DOWN TO EARTH"
Первой альбомной ласточкой стал сингл "Gets Me Through" - распевная, тягучая, типично "оззиковская" песнь с въедливым гитарным рифом Закка Уайлда. "Gets Me Through" вливается в радио-ротации с 28 августа, 16 сентября американское MTV презентует соответствующий видеоролик (снятый скандальным клипмейкером Йонасом Экерландом), а к середине октября на музыкальных прилавках наконец-то появляется полноценная пластинка "Down To Earth". Веселится и ликует весь народ.
На радость обожателям и на горесть злопыхателям, диск получился именно таким, каким его хотели слышать поклонники. На продюсерскую вахту был ангажирован Тим Палмер, моделировавший звук для U2, Sepultura, Stabbing Westward и Роберта Планта. Состав аккомпаниаторов, после двухгодичных утрясок и пертурбаций, стал выглядеть следующим образом: гитарист Закк Уайлд, басист Роберт Труджилло (ex-Suicidal Tendencies) и драммер Майк Бордин (ex-Faith No More). Помимо них, к сотворению альбома приложил десницу бывший участник Black Grabe, а ныне небезызвестный продюсер Денни Сейбр (который не только оказал Осборну чисто продюсерские услуги, но и подыграл на гитаре "Alive"). При таком персонале "Down To Earth" просто не имел права выйти кривым боком. Более того - пластинка отличается высокоэнергетическим уклоном в самую желанную сторону - в этом отношении "Down To Earth" получается гораздо ближе к ставшему каноническим "No More Tears", нежели к задумчивому "Ozzmosis", чьи дорожки в изобилии населяли угрюмые псевдо-балладные распевы. Конечно, "Down To Earth" тоже хватает меланхолических эпизодов, но эти печальные мушки вовсе не раздуваются до размеров рыдающих слонов.
По недавним агентурным сведениям, 2002 год Оззи предполагает встретить в гастрольных разъездах - уже официально подтверждён североамериканский "Black Christmas Tour", в который Осборн отправится вместе с Робом Зомби и Мерлином Мэнсоном.
Сложно сказать, как Оззи планирует совмещать это турне с записью нового диска в который раз реинкарнированных в оригинальном составе Black Sabbath (которые, кстати, выступали в качестве хэдлайнеров на "OzzFest-2001". Зная беспрецедентное умение Осборна отлынивать от студийной работы, можно смело предположить, что этот альбом появится в продаже ещё нескоро. "Да, пожалуй, я не стал бы делать каких-то долгосрочных прогнозов, - говорит Оззи. - Единственное, чего мне хочется на данный момент - это побольше "живых" выступлений. Я уже успел соскучиться по ревущим толпам и концертному драйву. Так что держитесь, ребята - я уже близко!"
***
Источник:
http://rockhall.ru