Поющий стол? Было. Музыка тарелок, кастрюль, шарикоподшипников и прочего бытового металла? Видали. Звезда в вольере у тигра? Вчерашний день. Кажется, главная наша проблема – это отсутствие свежих идей. Особенно в музыкальном плане. «Первый музыкальный», «БелмузТВ», MTV в Беларуси, когда ни ткни кнопку пульта, светят обнаженными попами и гремят речитативом. Потому что пипл требует. Попытка вспомнить что-нибудь новое в ротации, кроме «русского RnB», за последние лет десять обречена на провал. Скептики вздыхают: в Беларуси и того нет…
Ерунда. Русский RnB запросто мог быть белорусским: не зря ведь «простой парень с окраин городских» Серега – выходец из Гомеля, а королева российского RnB Бьянка на поверку – белоруска из серегиного бэквокала. У которой от всей белорусскости только и осталось, что белый платочек да лубочный народный сарафан. Что же у них «не срослось» с родиной?
Многие уже готовят гнилые помидоры. А я приготовила оправдания новым белорусско-российским звездам. На тему «почему в Беларуси бизнес не может стать шоу».
Во-первых, деньги. Много денег. Мы видели их в хранилищах Нацбанка, где во время интервью на них изредка посиживает глава государства. А еще мы их видели накануне Евровидения. Ими оплачивали трусы в промопакете Алехно. А могли потратить на грант на поддержку активных и талантливых.
У частных лиц в Беларуси денег нет. Тем более – на ерунду вроде музыки. То ли дело, разрушить город или возвести дворец… Потихоньку, чтобы не поняли соседи и налоговая.
Но вот у певицы Итейры есть состояние. И бизнес свой собственный. И штат пиарщиков – при желании. А вот успех головокружительный и первые места в международных чартах все ускользают. Несмотря на то, как певица грамотно обнажилась в своем клипе «Мечта». Будь это Бритни Спирз, все бы ахнули! А тут – молчат.
А у Роберта Родригеса не было состояния, когда он снимал свой первый серьезный фильм. Он поехал в исследовательский центр Pharmaco и стал «подопытным кроликом» в испытаниях нового лекарства против холестерина. Заработал примерно 3000$. Вместе с Карлосом Гальярдо за 2 недели они сняли фильм, в котором фигурировали школьный автобус, два бара, тюрьма, мотоцикл, ранчо и питбуль. Вы все его наверняка смотрели – это культовый «Музыкант».
Может, таланта не достает детям земли белорусской? И потому Руслан Алехно не попадает в ноты на Евровидении, а главное, чем запомнилась молодежи певица Ирина Дорофеева – это случайное фото а-ля Мерилин Монро на городском празднике… Нет, ребята. Не верю. Не зря россияне пищат от Сереги, а Польша – от «Ляписов» и Вольского с компанией. А я готова часами слушать, как поет джаз и не только моя университетская подруга Таня. Потрясающе поет. Но только для друзей. И уже – в чешской консерватории.
Мешает, конечно, система в нашем самом демократичном государстве. Невозможно делать бизнес там, где для каждого шага нужна одна спецификация и три справки, а принцип одного окна на деле разделяется на три окошка на разных этажах. Где нельзя ничего, что не разрешено. Даже расклеивать афиши на столбах (за исключением специально предназначенных для этого конструкций и т.д.).
Но польское объединение «Струпэк» умудрилось обойти даже таможенные правила, не нарушая ни единой буквы закона. Ребята придумали проект «Микроарт» и возят по миру целые выставки, которые помещаются… в почтовый конверт. На месте воссоздают реальную галерею того города, который предоставил работы, в масштабе 1:10. Современное искусство путешествует по всему миру, минуя границы и запреты.
Нет у нас шоу-бизнеса, потому что нет отечественного Тимбалэнда, который раскрутится сам и скажет свое протяжное «оу» в клипе начинающей группы. Да так, что ее тут же подхватят все радиостанции. Нет звукозаписывающих лейблов, которые готовы прочесывать окрестные деревеньки с лупой в поисках белорусской Эми Вайнхаус.
Зато есть конкурсы вроде «Золотого граммофона» и принудиловка в виде районных дворцов творчества детей и молодежи. И кто мешает юным дарованиям показать класс? Ведь этот отстой на днях независимости – это наши дети. Почему же мама не скажет Васе: «Ты поешь плохо, займись лучше C++». А какую-нибудь Наташу не отправит в школьный гаражный бэнд, вместо полугодового абонемента в фитнес-центр купив дочке гитару?
А самое главное – нет возможности у талантов самостоятельно прорываться на конкурсы и в ротацию. Потому что Беларусь отстает от мира во всем, что касается современных технологий. У нас самый дорогой широкополосный доступ среди стран-соседей, утверждает американский исследовательский центр THE INFORMATION TECHNOLOGY AND INNOVATION FOUNDATION. И потому мы еще не в курсе, что весь мир пользуется сервисом YouTube для того, чтобы делиться музыкальными достижениями. Именно так находят новые таланты за рубежом. Что ж, на это мне нечего возразить…
Зато я наивно полагаю (и не раз убеждалась), что чудеса бывают. Нужно просто делать то, что хочется, а не придумывать себе оправдания. И тогда можно добиться всего, пускай и не на родине. Но потом – вернуться, услышав зов крови. И сказать: я белорус, и это – белорусский хип-хоп, йоу! Или что-нибудь менее пафосное. Про идентичность.
*
Источник:
http://naviny.by