Священник Алексий Уминский:— ...Я могу высказать лишь свое личное мнение о рок музыке, а потом, может быть, Владимир Николаевич как-то меня опровергнет или что-то добавит. Я люблю музыку группы «ДДТ», мне нравятся песни, которые поет Юрий Шевчук. Более того, мне нравится не только группа «ДДТ», но и, я думаю, в рок-музыке есть много хорошего и красивого. Отвергать рок-музыку как нечто не принадлежащее к культуре вообще – нельзя. Надо просто понимать, что рок-музыка – явление сложное и противоречивое само по себе. Не вся рок-музыка, конечно, может быть одобрена Церковью, потому что в музыке ряда групп много инфернального и сатанинского. Но есть очень честная, хорошая и добрая музыка, которую волне могут слушать православные христиане. Ваше мнение, Владимир Николаевич?
В.Н.Минин, художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического камерного хора: — Я хочу зацепиться за Ваше слово «добрая» музыка. Я бы добавил, что когда есть добрая и национальная основа, то я принимаю эту музыку. Каждое поколение людей увлекается своей легкой музыкой, и это естественное, нормальное явление. Но когда нет творчества, а только подражание иноземным и не самым лучшим образцам, моя душа восстает против этого. Почему-то русский человек, в особенности, живущий в городе, способен себя унижать, отвергать данные ему Богом землю, историю, культуру, и думать, что все американское и заграничное – это замечательно.
Священник Алексий Уминский:— Однако рок-музыка пришла к нам, конечно, все же с Запада. И хотим мы того или не хотим, мы слушаем все-таки западную рок-музыку. Я, конечно, имею в виду не только себя и других священников, но, прежде всего, нашу молодежь. Недавно в прессе прошло интересное сообщение: известный рок-музыкант, лидер группы «Алиса» Константин Кинчев вместе с диаконом Андреем Кураевым проводили рок-турне в Екатеринбурге и на Урале. На рок-концертах они занимались проповедью Православия. Они пытались рассказать о Христе через рок-музыку. Как Вы думаете, насколько это оправдано? Это первый вопрос. Второй вопрос: пытаетесь ли и Вы каким-либо образом приобщить молодежь, то новое поколение, которое мы видели в сюжете, к церковной музыке?
В.Н.Минин:– В Вашем сюжете показаны фрагменты концерта-лекции Светланы Виноградовой, в котором мы принимали участие. Я был поражен тем, сколько было людей в зале и как они слушали церковную музыку. А вообще темой лекции была «Молитва» - и западная молитва, и православная молитва. Можно ли выразить то же самое через рок-музыку? Например, слушая рок-оперу «Jesus Christ Superstar» («Иисус Христос Суперзвезда»), я не нашел для себя ничего такого, что могло бы меня увлечь и привести мою душу к вере. Ничего я не нашел там, извините.
Священник Алексий Уминский: — Да, рок и духовная классика – разные культуры и разные мировосприятия. Даже язык нашего с Вами поколения немного отличается от того, на котором говорит современная молодежь. И, наверное, именно поэтому могут быть оправданы попытки церковных людей научится говорить с молодежью на одном языке. Как Вы думаете?
В.Н.Минин:— Я согласен, но ведь рок-, поп- и т.п. культура хороша только до определенного физического и духовного возраста. Если дальше человек не начинает ценить Чайковского, Мусоргского, Рахманинова, не начинает читать Достоевского, Пушкина и Толстого, значит, он остановился в своем развитии, так и не стал по-настоящему взрослым.
Священник Алексий Уминский:— Понятно, спасибо. Тогда ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: каким образом современной молодежи привить иммунитет против пошлости и псевдокультуры, навязываемых и культивируемых СМИ, против массовой культуры, которая со всех сторон наc окружает?
В.Н.Минин:— Колыбельной матери. Когда мать качает своего ребенка и поет ему колыбельную, с этого и начинается прививка. А дальше должен быть детский сад, школа, ВУЗ и так далее. Прививка должна быть составлена на основе народной песни, на основе классики и церковной музыки. Если вовремя человека не привить, то он сильно рискует заболеть.
Священник Алексий Уминский:— Мы сейчас часто говорим о религиозном и духовном подъеме. Но почему-то вместе с подъемом веры мы не наблюдаем подъема культуры, не только духовной, но и даже культуры в общем смысле этого слова. Как Вы думаете, почему?
В.Н.Минин: — Потому что культура прививается с детства – когда тебе 5 или 6 лет, ты все впитываешь как губка, а уже в 25 лет ты увлекаешься тем, что модно, внешними формами. Сегодняшний религиозный подъем пока еще не перерос за пределы внешних форм.
Священник Алексий Уминский:— Каким образом привить человеку духовную культуру с детства? Что для этого необходимо?
В.Н.Минин:— Только через воцерковление, ведь наше общество – больное, и современная семья – это не семья.
Священник Алексий Уминский: — Но ведь Церковь отделена от школы.
В.Н.Минин: — У Церкви есть воскресные школы, а в храмах Церкви есть клиросы. Моя единственная надежда на возрождение русской нравственной культуры – это Церковь. Государство не в состоянии справится с этой задачей.
Священник Алексий Уминский: — Церковь не так давно подняла вопрос о преподавании «Основ Православной культуры» в общеобразовательных школах. И этот проект был, к сожалению, отвергнут. Как Вы думаете, может быть, государству все же имеет смысл задуматься о том, как освободить наше поколение от засилья поп-культуры?
В.Н.Минин:— Если государство всерьез, я подчеркиваю, всерьез озабочено этим вопросом, тогда оно будет обязано ввести предмет «Основы Православной культуры» в школах, хотя бы в виде факультативов. Если же государство только делает вид, что оно озабочено этой проблемой, тогда все ограничится болтовней.
Священник Алексий Уминский: — Сейчас появилось такое явление как православная эстрада, когда поют слащавые песни на благочестивые темы. Обычно, это довольно заунывное пение под гитару и колокольный звон. Как Вы думаете, это нормальное явление? Надо ли с этим бороться, или, наоборот, поддерживать, или как-то видоизменять? Нужна ли православная эстрада?
В.Н.Минин: — Если говорить о православной песне вообще, то она была исторически, люди издавна пели так называемые духовные стихи. Музыкальный материал, который использовался в этом жанре, был невысокого уровня. Никто с этим явлением не боролся. Оно отмирало постепенно, само по себе, просто потому, что было невысокого уровня. А сейчас оно перешло и в еще более легкий жанр...
***
Источник:
http://rockhall.ru