Среда
04-Декабря-2024
10:31
 
Компания "ARTrecords"
 
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Полезные статьи
это вам пригодится
Мысли людей
заметки обо всем
Технодром
технические советы и статьи
Истории
Материалы о музыке и музыкантах
Советы бывалых
для молодежи!
Прикольное
шоубизнес во всей красе
Что,Где,Когда
новинки, сообщения посетителей
Новости интернета
Сообщения общественных журналистов, партнеров, независимых корреспондентов
Наш опрос
Как вы нашли этот сайт?
Всего ответов: 988
 
 

Нелегкие будни шоу-бизнеса!
Факультет журналистики МГУ,
и Илья Стечкин представляют.
 
Отрывки из книги А.К. Троицкого "Я введу вас в мир поп".
 
 

ЧАСТЬ 1.День сегодняшний и день вчерашний.

АК - Занятие наше сегодня посвящено организации концертной и гастрольной деятельности. Одной из важнейших, если, вообще, не важнейшей темы во всем музыкальном бизнесе. И, как всегда, в качестве наглядных пособий, я пригласил двух виднейших профессионалов.

Вот они - № 1 и № 2: Надежда Юрьевна Соловьева, шеф фирмы "SAV Entertainment" и Игорь Тонких, шеф "Фили Промоушн". Перечислять их заслуги, значит фактически перечислять все, что есть в мировой музыке.

Надиной первой работой был Элтон Джон, потом пошли Стинг, Дэвид Боуи, Пет Шоп Бойз, Дайна Росс, Род Стюарт Брайн Адамс, Паваротти: Дальше - больше: Депеш Мод, Скорпионз, Пол Маккартни.

Игорь Тонких ведет работу более сфокусировано. Он ориентируется, в первую очередь, на современную рок-музыку и альтернативную музыку. Основные имена - это
David Byrne, Diamanda Galas, The Smashing Punpkins, Nick Cave And The Bad Seeds и многие другие.

Прежде чем мы начнем общение с нашими "наглядными пособиями", я хочу сказать несколько вступительных фраз. Совершенно очевидно, что из всех видов музыкального бизнеса, концерты и гастроли существуют дольше всех.
Раньше не было пластинок, не было радио, тем более телевидения. Стоял, если не первобытнообщинный, то, как минимум рабовладельческий строй, когда стали проводится первые концерты. В Древней Греции, а до этого еще в древнем Египте созданы были первые музыкальные инструменты. Там же создавались оркестры не для домашнего музицирования, а для публичных выступлений. Поначалу это имело, в основном, ритуально-религиозный характер. Такого рода оркестры, с одной стороны, были профессиональными, а с другой стороны, не до конца. Поскольку состояли они из жрецов, из прихожан культовых заведений. То есть, деньги они за выступления не получали.
Ситуация была слегка исправлена в средневековье, когда появились такие формы культурного досуга средневековых трудящихся, как массовые танцы, а также исполнение песен на ярмарках.
На Руси это были скоморохи. Такие веселые ребята, которые пели песни, устраивали театрализованные представления, после чего с шапкой или еще чем-нибудь ходили по рядам. Это были первые, фактически, профессиональные музыканты. Их одаривали не только деньгами, а чаще яйцами, фруктами-овощами - это были первые гонорары.
Естественно, существовали профессиональные исполнители для аристократии тоже. Они состояли на службе. У королей, князей, графьев. Это были настоящие оркестры, которые прославляли правителя, нацию. Многие из этих композиторов, такие как Бах, Гендель и др. прекрасно известны до сих пор, но все они были "придворными хитмейкерами". За то, что композиторы сочиняли, а оркестры играли, им положено было жалованье. В России точно, я думаю, жалованья не было, а происходило все это за кормежку. Вплоть до 60-х годов 19 века, поскольку большая часть придворных музыкантов были людьми крепостными. В том же 19 веке была фактически создана система "concert promotion", того, что называется "гастрольной системой". Появились первые музыканты, которых можно сравнить с сегодняшними поп-звездами. Они ездили по разным городам, странам, радовали людей своим мастерством и получали заработанные деньги. Речь идет о таких деятелях европейской культуры, как Николо Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен. Это - звезды того времени. У них уже были свои тур-менеджеры, которые и организовывали их гастроли. Списывались по "голубиной почте" с Петербургом и Неаполем.
20 век. Абсолютно иные масштабы, абсолютно иной уровень. На сегодняшний день, концертные агентства и фирмы грамзаписи являются одними из оплотов музыкальной индустрии. Если говорить о России, то у нас с концертами дело обстоит еще лучше, чем где-либо. Потому что на Западе фирмы грамзаписи очень мощные. У нас фирмы грамзаписи бедные, музыкальный паблишинг то ли существует, то ли нет. Зато концертная организация работает очень и очень эффективно. Основная причина того, что это происходит в том, что концертная деятельность в нашей стране минует главный бич - пиратство. Подделать пластинку очень легко, подделать концерт невозможно. Выступление под фонограмму - это не подделка концерта. Вообще, это дело достаточно тонкое и я всегда уходил в стороны от жарких битв по поводу "фанера - не фанера".
У нас абсолютно уникальная страна, где были сделаны попытки проведения "пиратских" гастролей. Я имею в виду знаменитую практику Андрея Разина с группой "Ласковый Май", а также "Мираж" и другими.

Концертный бизнес у нас в стране процветает. При том проблемы есть, может быть их немного меньше, чем у фирм грамзаписи.

Концертная деятельность подразделяется на несколько направлений:

"Организация концертов (в концертных зала, на стадионах и т.д.);

"Организация фестивалей (этот вид пока не очень развит в нашей стране);

"Заброска артистов в клубы.

А теперь я хотел бы передать слово профессионалам, которые расскажут тонкости.

ЧАСТЬ 2."Последний в очереди".
АК - Надя и Игорь, согласны вы с тем, что промоутерская деятельность самая прибыльная в музыкальной индустрии?

НЮ - Я, например, совершенно не согласна. Шоу-бизнес - это все то, что дает людям зрелище, а за него платят деньги. Вот это - бизнес. Хоть дядя Вася будет стоять, руками махать - это тоже будет шоу-бизнес. Мы сейчас говорим о музыкальной индустрии. Я и Игорь, мы представляем ту категорию людей, которые, как говорят у нас, "последний в очереди" всегда. Промоутер - это человек, который "последний в очереди". Что это значит? Вот существует артист, у артиста есть свой менеджер, менеджер артиста получает проценты от гонораров артиста. Как правило, менеджер в артиста деньги вкладывает очень редко. Есть люди, которые называются продюсерами, скорее, а не менеджерами, и они вкладывают в артиста деньги. Менеджер - это человек нанятый, он получает процент, хорошо работает - много денег получает, плохо работает - мало денег получает. Ты, Игорь, извини. Я технологию раскрою, что бы понятней был мой постулат. Дальше, этот менеджер идет в фирму грамзаписи, если мы говорим о современном музыкальном бизнесе, когда наличие грамзаписывающей фирмы является обязательной атрибутикой. Без этого артист - не артист. Далее фирма грамзаписи начинает вкладывать в артиста деньги, в его раскрутку, покупает песни. Иногда деньги вкладывает сам артист, если он богатый. В результате всего этого титанического труда появляется некий продукт. Вот эта вот пластиночка, носитель, который продается. Есть, конечно, неудачи. Например, заплатил Робби Вильямс в Америке 30 миллионов долларов за выпуск альбома в Америке, а он не продается. Зато в Европе он продал, например, в 150 раз больше.
Сегодня фирмы грамзаписи - это крупные транснациональные корпорации, которые сопоставимы по своему финансовому объему с крупнейшими банками, а то и покруче будут. Такие как Юниверсал, Сони Мьюзик и т.п. Бизнес этот на очень высоком уровне.
Дальше существует такой институт, он очень с многих точек зрения лишний, но его создали англичане в свое время и он благополучно процветает. Существует только в Англии и в Америке. Это - институт агентств. Все мировые агентства сосредоточены на этих двух территориях. В Америке, как правило, агентство занимается не только музыкальными исполнителями, крупные агентства также владеют режиссерами, актерами, то есть у них много разных департаментов. Вот эти агентства, они вообще ходят в шоколаде, потому что агенты не вкладывают ни во что и никогда. Агенты находят вот таких бедных промоутеров, как мы, и от имени артиста предлагают им разные условия. Причем они всегда получают процент от того, что платит промоутер. Скажу более, агентство выставляет своему клиенту, кроме процента, который они получают от того, что платит промоутер, еще и по счетам, которые называются "овер хедз". В результате, эти агентства разрослись сейчас в супер-монстров, особенно американские агентства. Сидят агенты, которые имеют европейские права, как правило.
И вот они, эти "последние в очереди" люди, промоутеры, которые всегда рискуют своими деньгами. Бизнес так устроен. То, что пишут ваши коллеги журналисты мягко говоря неверно. Я надеюсь, что новая генерация журналистов все-таки больше будет разбираться в бизнесе, чем предыдущая. Все считают, что все это делается на какие-то чужие, мифические деньги каких-то миллиардных спонсоров. Ничего этого не существует. Промоутер - это человек, который вкладывает свои деньги. Может быть, он их занял, может, из кармана достал, неважно. В конце концов, он рискует каждой копейкой этого концерта.

ЧАСТЬ 3.Статьи доходов и расходов.
Из чего доход состоит? Доход состоит из проданных билетов и, может быть, из денег спонсора.
Расходы: это гонорар артиста и все овер хеадз. Это - реклама. На сегодняшний день на моих концертах реклама составляет 50% от расходной части, не считая гонорара. Меньше 80 тысяч на концерт не тратиться. Это включает в себя телевидение, радио, печатную рекламу, газеты.

АК - 80 тысяч у.е. только на рекламу?

Н.Ю. - Только на рекламу. Потому что без этого продать сегодня концерт, артистов того уровня, которых я привожу, невозможно. Дальше идет аренда зала, гостиница, транспорт, переводчики, налоги, который я заплатила, страховка. Страховка небольшую часть занимает, потому что, как правило, в договоре с артистом записано всегда, что в случае отмены концерта артист возвращает свой гонорар, а вот ту расходную часть, которую мы потратили до концерта (а что мы потратили: мы потратили на рекламу, может быть потратили на аренду зала) и это нам не вернут. Есть термин английский Consolation Insurance. Это - страховка от отмены концерта. Страхуется та расходная часть, которая оплачивается до концерта. Она небольшая, для нормальных артистов, у которых нет такой истории, как, например, у Уитни Хьюстон, которую, вообще, никто не хочет страховать. Потому что она отменяла свои концерты столько раз, что уже ни одна страховая компания не берется. Хотите на 200.000 застраховать, платите 150.00, мы застрахуем. Нонсенс. Потому что нормальный процент - 2% от страхуемой суммы. Если вы страхуете на 100.000, вы должны заплатить 2.000. Вот такая практика. И вот этот бедный промоутер, к чему я это все веду, он все это делает: рекламу, привозит артиста. Представьте себе, что если повезло, если все хорошо, он продал билеты, надо понимать, что концерт состоялся, прибыль есть. Я очень давно занимаюсь этим бизнесом, можно сказать была у истоков его создания, конечно, были времена, когда мы какие-то фантастические, в процентом отношении, зарабатывали деньги. Мы могли заработать 50% от гонорара артиста. Сейчас этого уже ничего давно нет. Нормальный доход промоутера - это 3-5% от общего вала. Это очень небольшие деньги.
Как выживают в Европе промоутеры? Они больше 5% не зарабатывают. Причем, там ситуация открытая - артист видит все расходы, все доходы. И, как правило, артист имеет: когда от доходов отняли расходы, осталась прибыль, например, 100.000 долларов, нормальная договоренность со средним артистом - 75% от прибыли имеет артист, а 25% имеет промоутер. Это если средний артист. Если артист очень крутой, например, такие артисты, как Роллинг Стоунз, U-2 - у них договоренность 90% на 10%, а то и 95% на 5%. То есть промоутер имеет 5% от той прибыли, которая осталась. Как промоутеры выживают? Они выживают за счет того, что они делают в год не 20 концертов, как мы, а 200.
Проблема промоутеров в нашей стране состоит вот в чем: Я, наверно, больше всех делаю концертов. Все равно, если бы компания занималась только концертной деятельностью, она бы выжить все 17 лет, которые мы на рынке не могла бы. Потому что, для того, что бы зарабатывать достаточное количество денег, что бы делать большие концерты, у меня сейчас в компании работает 20 человек. Мне нужно содержать компанию, платить за аренду, налоги и так далее. Наша компания - публичная, и поэтому у нас довольно открытая ситуация. Мы занимаемся и другими видами деятельности: корпоративным PR, вот что приносит нам на самом деле основные деньги. Если бы я делала не 20 концертов, а хотя бы 50 - это уже было бы на что-то похоже. Это я отвечаю на вопрос, как процветает концертный бизнес. А маленькие компании, которые делают 3-4, 5 концертов, они вообще еле-еле выживают. Они вынуждены держать 2-3 человек в штате максимум, ютиться в крошечных помещениях.

Суть моей тирады такова, что во всем шоу бизнесе - это самый рискованный бизнес, потому что в случае не удачи ты можешь этими билетами обклеить у себя в туалете на даче стены. А это - деньги, живые. Вот ты клеишь и понимаешь, что это - живые деньги. Если фирма грамзаписи сегодня не продала пластинки, то у нее есть шанс продать это завтра, потому что у нее продукт остается. А у промоутера очень виртуальный бизнес. Если в назначенное время концерт не состоялся, то у промоутера уже нет ничего!
Как максимум, мы себя этим утешаем, мы зарабатываем себе репутацию. Потому что из всех видов шоу бизнеса - это самый, модное выражение, гламурный. Потому что ты с артистом встречаешься, с ним ходишь на обеды. Всем кажется, что это такой сладкий бизнес, праздничный. Я вам могу сказать, как человек, который больше всех в нашей стране этим занимается, это бизнес очень бюрократический. Сегодня он совершенно поменялся, потому что это бизнес бухгалтеров и юристов. И только один или два раза за весь период, три месяца до концерта ты заключил договор, три месяца ты занимаешься рутинной работой, и только два дня, один день ты в свете прожекторов. Все смотрят на полный зал, все в восторге, и думаешь: да, что-то полезное ты сделал! Это если все хорошо с деньгами. А если с деньгами все плохо, то смотреть ни на кого не хочется.

ЧАСТЬ 4.Проявление журналистской любознательности.
Студент - Вопрос можно? Хьюстон будет выступать в Кремле?

НЮ - Да.

Студент - Сколько там мест?

НЮ - 5.500. Точнее 5.525, но продается 5.500.

Студент - И сколько там будет стоить билет?

НЮ - Билеты разные. Есть 50.000 рублей, а есть 300.

Студент - Тогда какая выручка планируется суммарно от этого концерта?

НЮ - Это называется коммерческая тайна и вам, конечно, этого никто не скажет даже на занятиях: И как журналисты, вы тоже должны привыкать к тому, что есть вопросы на которые никогда никто не ответит.

Студент - На западе, например, очень часто говорят о суммах концерта:

НЮ - Это абсолютная неправда. Ни один человек никогда вам не скажет о прибыли от концерта. Все, что вам могут сказать:

Студент - Я не сказал, что прибыль. Я сказал - оборот. Мне хочется понять каков оборот.

НЮ - А зачем вам оборот? Я могу сказать вам, сколько стоит Уитни Хьюстон.

АК - Я могу сразу сказать, что единственная статистика, которая вообще становится публичной относительно концерта, это:

а) сколько билетов всего продано

б) иногда бывает - это сумма гонорара артиста. И то, если артист согласен.

НЮ - (Студентам) Вы повторяете ту же самую ошибку. То, о чем я говорила. Мне кажется, что следующее поколение журналистов более профессионально должно относиться. Вы сейчас сказали: на Западе. Вот я уверена, что вы мне не дадите, я хотела бы, что бы вы мне показали статью какую-то или еще что-то. Потому что я, которая занимается этим более 20 лет, я точно знаю, что таких данных не разглашают. Это - этика бизнеса.

Студент - Я могу ошибаться, может быть, это были недостоверные источники.

НЮ - Поэтому сначала нужно иметь достоверные источники.

Студент - И такой вопрос: артисты получают фиксированную сумму по контракту или они получают процент от концерта?

НЮ - Я уже говорила об этом. Бывает и так, и так. В Европе, вообще, на Западе, артист всегда получает фиксированную сумму в качестве гарантии плюс процент от прибыли. Процент я называла.

Студент - А в России?

НЮ - В России бывает и так, и так. Бывает иногда и фиксированные суммы, а сейчас все чаще и чаще приходиться заключать договора на проценты.

Студент - Прозвучали такие цифры - 5% - это промоутер. Порядка 75% :

НЮ - 75 и 25. 75% - артист, 25% - промоутер или 90% и 10%, или 95% и 5%. Больше никто в этой прибыли не участвует. Дело в том, что прибыль, которую получает артист, тоже получает не он сам. Вот мы платим определенную сумму. Это совсем не деньги артиста. Это деньги на всех. На техников, на музыкантов, на менеджеров, на агентов, на все то, что входит в их часть обязательств по контракту, они прилетают или платят за гостиницу, или они привозят с собой техников. Мы платим определенную сумму, в нашем контракте записано, что они нам предоставляют. То есть, это уже не деньги артиста. В среднем, если артист получает гонорар порядка 150.000, то гонорар артиста не больше 50.000 тысяч. Треть - это потолок, который получает артист от тех денег, которые платит промоутер.

Студент - И каким образом осуществляется налогообложение этих денег, если, например, артист международный выступает в России?

НЮ - Все зависит от того, как будет заключен контракт. Существует закон о двойном налогообложении практически со всеми странами. Артист платит налоги у себя в стране, соответственно, это не облагается налогом в России.

Студент - Я хотел бы дальше прояснить ситуацию. Приезжает артист, в результате концерта получает определенный плюсовой бюджет. Этот бюджет сразу делиться, часть артисту, часть промоутеру?

НЮ - Сразу.

Студент - Если гонорар артиста фиксирован, то никто не вмешивается в прибыль промоутера?

НЮ - Даже артисты, которые имеют фиксированный гонорар, это уже давно так происходит, присылают бухгалтера, считают, смотрят цены на билеты. В любом нашем контракте, прежде чем подписать договор, мы должны послать им все расценки на билеты, всю расходную часть. У них существует стереотип того, сколько должен зарабатывать промоутер. Поэтому, прежде чем ты договоришься с артистом, ты должен послать ему свое предложение на гонорар, ты должен послать ему всю свою расходную часть, полностью расценки на билеты, план зала. Присылается бухгалтер, который идет в зал.
У меня было так много раз: берется переводчик, идет в зал и говорит сидящим: "Пожалуйста, покажите ваш билет". Смотрит, переписывает. Поскольку их бухгалтера делают туры ежегодно по 25 раз, он, входя в зал, даже в "Олимпийский", с точностью до 100 человек называет, сколько человек в зале. Ему достаточно выдернуть 20 билетов, что бы понять, промоутер правду им говорит или нет. Они берут свою раскладочку, берут план зала. Написано, что место стоит 200 рублей, а вот билетик - ряд 3, место 18, на нем написано - 500. Таких случаев у меня не было, но я знаю, что такие случаи заканчиваются тем, что промоутер должен платить дополнительные деньги артисту. Считать это очень трудно, поэтому договариваются о какой-то определенной сумме, дополнительной к гонорару артиста.

ЧАСТЬ 5.Альтернативный взгляд на вопрос.
АК - Так, ребята. А сейчас я хотел бы, после того как Надя изложила кошмарную часть о промоутерском бизнесе, что бы Игорь нам рассказал свое видение этого дела. Я надеюсь, что у него взгляд чуть менее драматичный.

И - С чего бы это! В любой индустрии есть свои тенденции, какие-то факты, они будут приемлемы для промоутера любой специализации.

АК - Получается, что единственный счастливый промоутер - это я.

НЮ - Это так. Я тоже считаю, что единственный счастливый промоутер - это Троицкий.

И - Я только прокомментирую комплимент, который Артемий выдал мне в качестве промоутера № 2. Конечно, мы отличаемся на порядок или даже на 2 порядка от того, что делает Надя. Если "SAV Entertainment" - это десятки процентов доли рынка. Мы делаем, раньше делали больше концертов, поскольку сейчас мы еще и действующая фирма грамзаписи "Фили рекордз", мы не форсируем свою работу в концертной индустрии, и если оценивать долю присутствия на рынке, то это скорее десятые доли процента на рынке. Другое дело, что у нас давняя биография и, наверно, хорошая репутация, что позволяет возникать такому эффекту, что мы более заметны при меньших затратах.
Существует поп-индустрия, которая, хотим мы этого или не хотим, чаще не хотим, нас все равно достает из радио, телевидения. Поэтому для того, что бы общество было уравновешенным, нужно какую-то другую радикальную составляющую делать. Делать концерты Coil по 666 руб. Это к вопросу о PR. Не отметил только ленивый. Я хотел бы сказать, что по поводу сборов публикуется, конечно, статистика. Нет закона, заставляющего промоутеров публиковать все цифры, но никто это не запрещает. Если вы хотите, вы можете это вывешивать хоть на билбордах. Зависит от того, насколько вы хотите показывать свои обороты, доходы, хотите ли вы платить налоги в полной мере. У нас страна тотально черного нала и никуда от этого не денешься достаточно долго. Поэтому любой промоутер, также как и любой артист, использует все возможные средства для минимизации налогообложения. В том числе и не показывая часть выручки. Ничего здесь нет особенного, во всем мире одинаковые тенденции.

Мы стараемся делать какие-то альтернативные концерты. Не альтернативные, а может быть то, что лежит несколько в стороне от мейнстрима. Это не просто какая-то наша меломанская позиция, в том числе здесь есть экономический резон, потому что есть большая категория людей, которая эту музыку слушает. Соответственно, мы эту категорию людей лучше других чувствуем и тратим меньше денег на промоушн и рекламу концертов при прочих равных условиях. Что касается вообще индустрии, если говорить о западных артистах, есть очевидная вещь, упрямая, которая делает нас очень отдельными. У нас очень маленькие доходы на душу населения по сравнению с Европой. Это надо понимать. Мы - бедная страна. И если Москва - это вообще отдельное государство, то концерты в глубинке в разы меньше. Поэтому, что бы, условно говоря, отдать 20 или 30 долларов студенту западной Европы или российскому, надо понимать, что для них это совсем разные вещи. Поэтому концертов так мало.

ЧАСТЬ 6.Продолжение атаки.
Студент - Вопрос относительно наполняемости концертных залов. Насколько заполняются залы? Насколько идет отдача?

И - Поскольку, как сказала Надежда, агенты артиста всегда контролируют доход промоутера и вряд ли позволят заложить в бюджет более 20 или 30% рентабельности, претендуя на часть, по их пониманию, сверхдоходов промоутера, то вопрос заполняемости зала - это вопрос арифметики. Есть гонорар артиста, есть понимание промоутера о его (артиста) степени популярности здесь. Соответственно, существует некое уравнение, к сожалению, с большим количеством неизвестных, которое и даст комбинацию средней стоимости билета, заполняемости зала, предполагаемой рекламной компании, предполагаемого уровня продаж. С тем, чтобы решить, где проводить концерт того или иного артиста. Ошибки бывают, то, что называется "ошибки позиционирования", когда респектабельный артист, ориентированный на население с высоким доходом ожидание не оправдывает. Или наоборот, когда делается промоутером ставка на демократические слои населения и цена билетов выпускается с тем, что бы обеспечить массовое мероприятие, оказывается, что круг людей, которые готовы выложить такие деньги за этого артиста, он все равно не достаточно велик. Такие ошибки есть в биографии любого промоутера, который делает много концертов. Никуда от этого не денешься.

НЮ (студентам) - Вы имеете в виду практически как заполняются залы?

Студент - Да. Ведь можно говорить не только о размере зала, а и о его престижности. Звезды первой величины, они выступают в Кремлевском дворце. Как заполняются залы? Уитни Хьюстон? Вы собираете полный зал?

НЮ - 100% аншлаг.

Студент - Т.е. на подобные концерты обычно зал заполнен?

НЮ - Что значит "на подобные"? На Мараю Кэрри было 70%, Уитни Хьюстон - 100%, Робби Уильямс - 100% аншлаг, Deep Purple - 60%.
Когда считаем рентабельность, то закладываем 80%. То есть наш ноль, все по-разному для себя делают, я для себя делаю - мой ноль наступает при 80%. Если 75% заполняемость, считай, мы попали.

Студент - А эти риски страхуются?

НЮ - Нет, эти риски не страхуются никем.

Студент - А в случае, если менее 80%, концерт отменяется?

НЮ - Нет, конечно. Это значит, попал промоутер.

Студент - Как появляется идея пригласить того или иного артиста? Чем вы руководствуетесь?

И - Это - бизнес. Задача любого промоутера получить денег больше, чем вложить.

НЮ - Первая задача наша - что бы у артиста был европейский тур. Если нет европейского тура, как правило, серьезные артисты к нам не едут. Вопрос № 2 - есть, конечно, промоутерская интуиция. Из практических шагов - радио. Мы советуемся с радио, мы советуемся с фирмами грамзаписи. Мы смотрим на то, что популярно в Европе, потому что, все-таки, на 80%, что там популярно и у нас популярно. С Америкой не стоит сравнивать, у них очень специфический рынок, а с Европой можно.
Но самое главное - это собственная интуиция.

ЧАСТЬ 7.Проколы бывают.
И - Бывают, конечно, ошибки позиционирования с отдельно взятым артистом. Мы делали концерт группы Bomfunk MC's в 1999 году, по-моему. Когда у них появился первый сингл и эта песня, даже 2 их было, они звучали на всех радиостанциях. На всех: в том числе попосовых, рейтинговых: "Европах плюс" и т.д. Ситуация в следующем: у русского человека есть некая такая особенность менталитета: нам нужен артист с биографией. За исключением отдельно взятых, настолько ярких звезд, которых невозможно игнорировать. Если у артиста нет биографии, то его будет очень сложно идентифицировать по имени. Например, все знают хит - песню "Super girl", но мало кто знает, что артиста зовут Реймонд. Вот эта ошибка у его агентства была. Мы ошиблись с Bomfunk MC's. Делали концерт в "Лужниках" и собрали что-то около 3000 людей всего. Это притом, что песню знал каждый, но название группы Bomfunk сложно было идентифицировать.

НЮ - Здесь, конечно, промоушн очень важен. Правильно построенная рекламная компания, она очень важна. Помните, Боря Зосимов сделал супер-популярной группу "Яки-Да"? Все пели эту песню: "I see your dancing". Никто и нигде, кроме Швеции, откуда эта группа, ее не знал. "Яки-Да" собрала "Олимпийский". Можете себе представить?

Это вопрос того, что публике можно навязать. Воздействие на публику возможно и вполне можно заставить людей, даже если они эту музыку не любят, пойти на концерт. Потому что еще один важный момент: у нас концерт - не концерт. У нас концерт - это событие. Это, кроме того, большое светское мероприятие и поэтому масса людей, честно вам скажу, половина моих концертов проходит во Дворце (Кремлевском), как минимум 50% людей приходят, которые в гробу видели этого артиста вместе со всей его музыкой, но они сюда пришли для того, чтобы был повод красиво одеться, показать себя. И только 50% людей, которые пришли, купили билеты на галерку, они действительно любят эту музыку. Так было раньше. Сейчас эта обстановка меняется. Потому что у нас больше всего стало. Раньше приедет один Элтон Джон, вот все бегут на концерт. Сейчас часто проходят концерты. Я посмотрела в ноябре нашу концертную афишу, порадовалась просто. Каждый день концерты, причем серьезных артистов. Т.е. рынок, в этом смысле, конечно, растет.

И - Растет он по двум причинам: нефть дорожает, деньги у людей есть, поэтому он растет. Если что-то обвалится, обвалиться, конечно, и этот рынок.

НЮ - У меня свои проколы были. В кризис. Я попала с концертом "Депеш Мод". 100% продано с аншлагом в "Олимпийском". Только когда я билеты продавала, доллар был 1:6, к 10 августа у меня не было ни одного билета. А деньги кассами государственными, по контракту нашему, возвращаются через неделю после концерта. Вот представьте себе, они мне должны были отдать деньги, условно говоря, 12 сентября, а 10 августа уже не было ни одного билета. К моменту возвращения денег курс был 1:25. В 4,5 раза возрос. К вопросу, как можно на совершенно фантастическом успехе попасть на сумашедшие деньги.

ЧАСТЬ 8. Деловые партнеры - СМИ.
Студент - Еще вопрос. Например, приезжает зарубежный артист с гастролями. А у программы "Истории в деталях" с Сергеем Майоровым есть желание взять интервью с этой звездой. К кому обращаться в таком случае?

НЮ - В каждой компании есть люди, которые отвечают за приезд артиста. Этот вопрос можно решить только через промоутера. Можно попробовать решить через фирму грамзаписи. Промоутер - тот человек, который платит деньги и рычагов воздействия у него на артиста побольше. Мы также, со своей стороны ищем контакта с прессой. Я считаю, PR составляющая крайне важна: газеты, журналы, телевидение. Мы очень много работаем с прессой.

И - В отношениях со СМИ и ошибки, и конфликты бывают классическими.
Стандартный вариант, когда журналисты просыпаются чуть ли не в день концерта.
Классический пример: они спят, все о концерте знают. Находятся такие журналисты, их 10 или 20, которые звонят в день концерта и говорят, что хотят аккредитоваться. Важно понимать, что деятельность промоутера и опасна, и трудна. Поэтому промоутеры заинтересованы больше в анонсах, нежели в репортажах.
Классический взаимовыгодный вариант - есть какие-то отдельно взятые союзы между каналами, радиостанциями и промоутерами, которые работают по накатанной.
К сожаленью, на каналах, особенно на телевидении очень много еще управленцев старой закалки, которые оторваны от практики, он не понимают причинно-следственных связей и считают, что наличие журналистской корочки открывает дверь куда угодно, не будучи обремененными какими-либо обязательствами. А любой концерт - это частное мероприятие и промоутер там устанавливает правила игры.

НЮ - У нас, в отношении журналистов, есть правило: мы аккредитовываем только тех журналистов, которые с нами предыдущие 2 месяца работали.

ЧАСТЬ 9. "Наше все". Российские артисты, российские проблемы:
АК - Мы разговариваем постоянно о зарубежных артистах. В принципе, русские артисты тоже артисты и хоты основное место работы, как мы знаем - это рестораны и казино, тем не менее, они тоже иногда выезжают на гастроли. И у Нади, и у Игоря есть пока небольшой, но определенный опыт работы с русскими артистами.

НЮ - Как это небольшой, простите, Артемий Кивович? Не забыли ли вы,
что наша компания была основана в 1987 году и для начала мы делали 200 концертов в год русских артистов. Не забыли?

АК - Это было давно. Я говорю о сегодняшнем дне.

НЮ - И сейчас мы делаем много русских концертов.

АК - Слава Богу. Но меньше, чем иностранных. Вопрос: есть ли принципиальная разница в работе с русскими артистами и иностранными?

И - Мы делали много концертов с нашими артистами, потому что, тот феномен, который называется "Горбушка", мы стояли у его истока и, в общем, все первые концерты, начиная от рок-лабараторских и всех остальных, делали. Безусловно, мы имеем опыт и статистику в связи с этим. Концерты русских артистов, конечно, они делаются проще, они бывают более высоко рентабельными. Потому что у русского артиста нет оснований, столько, сколько у западного, лезть в бюджет концерта, в саму схему и он доволен, как правило, тем гонораром, который он получает. Это, как правило, фиксированный гонорар.
Но проблема в следующем: русских артистов мало. Как ни крути, их 20-50. И все они кочуют каждую неделю из клуба в клуб и почти все они доступны заведениям среднего размера. Поэтому, к сожалению, концерт артиста русского перестал быть событием. И его, по большому счету, становится тяжело продавать. Потому что у артиста есть один день рождения в год и один новый альбом. А дает концертов он много-много. Не косят, что называется, только, наверно, Шевчук, Земфира, Мумий-Тролль, их всего 5, наверное.

НЮ - Я думаю, ты очень давно не занимался русскими артистами.

И - Я говорю про Москву.

НЮ - В Москве просто битковые аншлаги на всех русских артистов. А Кремлевский дворец на сегодняшний день забит, 70% дат отдано российским артистам, все продано. В "России", там вообще, каждый день. Попсовые звезды, конечно, в основном.

И - Гребенщиков работает в Кремле раз в 50 лет.
В КЗ "Россия" проходят даже с аншлагом такие странные концерты, имен и фамилий артистов которых мы, вообще, ни разу не видели.

А К - Юлиан, например.

НЮ - Юлиан, между прочим, народный артист России. Кстати, у него неплохой голос.

И - И шуба тоже очень неплохая. (Смех) : : :

НЮ - Если серьезно, то я согласна с Игорем. Российский бизнес, связанный с артистами набирает обороты. Он намного более динамично развивающийся, чем бизнес с западными артистами, он намного более прибыльный в России. И наши артисты, вообще, практически не рисковые. Есть, конечно, отдельные группы. Вот, например, мы имеем договор с группой "Машина времени". Делали все их концерты. Мы не платим "Машине времени" деньги, мы вкладываем деньги пополам и, соответственно, делим доходы. Или попадаем, вместе. Но мы выступаем, как партнеры. Конечно, наших групп такого уровня мало. Сейчас появилась новая тенденция. Большой толчок к развитию концертного шоу бизнеса дал проект "Фабрика звезд". Эта тенденция во всем мире. Это же купленная в Англии программа. Сейчас начался реальный бизнес - делание артистов при помощи телевидения. Вы знаете, что "Фабрика звезд 1" собрала вал концертной деятельности? Эти 2 группы, "Корни" и "Фабрика", собрали 3 000 000 долларов за год. Вот люди, которые были сделаны. Это огромный вал. "Фабрика звезд - 2", пожалуйста. Сейчас "Фабрика звезд-3", неудача там какая-то их постигла, потому что они эксклюзивные договора заключали.
В принципе, просто расцвела российская музыкальная индустрия. Я думаю, что и дальше будет развиваться. Это нормально.

И - Должный толчок дало, так нелюбимое Артемием Кивовичем, "Наше Радио", которое, безусловно, стимулировало и провоцировало рождение большого количества рок-артистов и поп-рок-артистов. А поскольку это сетевая станция, это тоже как-то оживило творческие массы. В любой стране мира местные артисты всегда составляют очень большую часть и очень часто доминирующую.

ЧАСТЬ 10. ... И путь к разрешению этих проблем.
АК - Давайте продолжим эту тему. Развитие рынка российских артистов подстегнуто телевидением, всеми "Фабриками звезд" и т.д. Какие есть еще тенденции, какие вы еще видите, как возможные, так и желаемые пути развития концертного бизнеса в нашей стране? В частности, как вы расцениваете перспективу экспорта российских исполнителей на Запад? И до какой степени в этом может участвовать какая-то наша инфраструктура, а не чисто западное, как было сказано, агентство?

НЮ - Я считаю, что перспектив развития никаких не будет, пока в Москве не построят еще 2 площадки. Это одна из самых ужасных тем, вот сейчас я не могу взять артистов очень крупных, просто потому что их негде делать. Т.е. я думаю, что это абсолютное условие, что бы в Москве было построено несколько площадок. Да и самое главное условие, это то, что Игорь сказал, что доходы на душу населения должны расти. Если они будут расти, люди будут покупать билеты, если будут покупать билеты, мы будем делать концерты. Мы - вторичные, первичное - это то, сколько у людей денег.
Люди зрелища любят всегда, особенно русские люди. У нас же раньше как: любили только на кухне дома смотреть. Сейчас, как люди стали в рестораны больше ходить, так и на концерты. Здесь я даже не говорю о материальной стороне вопроса, а просто ментально - люди хотят, им нравиться это, а чем лучше мы будем это организовывать, тем приятнее будет туда ходить.
Вот смотрите, какие проблемы имеют люди, идя в Кремль - надо выстоять колоссальные очереди, для того, что бы пройти, и даже это людей не отвращает. Где-нибудь на Западе на эту площадку давно перестали бы ходить. Представьте себе, в 25-градусный мороз придти, отстоять пока ты пройдешь к входу. Мы никогда не можем начать концерт вовремя, но все равно люди идут. Я все это говорю потому, что я хочу подчеркнуть, что люди хотят выходить из дома, хотят ходить на концерты. Как только у них появиться больше материальной возможности это делать, я думаю, что это будет очень сильно развиваться. В частности, надо развивать рынок региональный, потому что в такой огромной стране, как наша, если мы сможем добавлять к Москве и Питеру еще какие-то города, это только повысит наши шансы на успех при работе с иностранными исполнителями.

Что касается нас, мы это делаем. Не так часто, но делаем. Игги Поп, "Скорпионс", еще какие-то группы есть. Мы все время, 2-3 раза в год, делаем большие туры по стране. Везде были битковые аншлаги, "Скорпионс" прошел 50/50. В некоторых городах аншлаги

Источник: http://pcmusic.ru

Категория: Мысли людей | Добавил: artrecords (30-Января-2009)
Просмотров: 1369
Всего комментариев: 0
 
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 

 

 Если вы считаете, что данный  материал
будет полезено прочитать  вашим друзьям,
 просто нажмите на  эту кнопку и заполните
форму  для отправки рекомендательной ссылки
 
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright ARTdesign ©2007-2024