DIY панк-культура получила наибольшее развитие на территории Беларуси и Прибалтики, почти полностью отсутствуя в остальных странах, что часто связано с политической ситуацией. Но это не объясняет полностью географии панк-движения.
Показателен в этом случае феномен Беларуси, где квази-тоталитарная политическая ситуация в стране не только мешает развитию панк-движения (репрессивные меры, вплоть до разгона концертов, активно применяются властью), но и способствует консолидации панк-сцены, максимально политизируя ее.
Другой причиной расцвета DIY панк-культуры в Беларуси является близкое расположение Польши с ее давними традициями сопротивления, самиздата и панк-культуры.
Основная DIY панк-активность в Беларуси сосредоточена в Минске и Гродно.
Развитие DIY панк-культуры во многом было вдохновлено двумя группами — “Deviation” из Гродно, одной из самых старых из существующих на данный момент в Беларуси панк-групп, и “Hate to State” из Минска, по сути спровоцировавшей создание беларуской сцены и определившей ее уклон в краст.
Краст как наиболее простое музыкальное и в то же время наиболее политизированное течение внутри DIY, оказался наиболее близок беларускому панк-сообществу. Поэтому первые белорусские панк-группы — «Scum out», «Тяжелые последствия» из Минска, «Contra la Contra», «Баста, баста», «Antiglobalizator» из Гродно, «Twin Pigs» из Ивацевичей находились под сильным влиянием краста, хотя нельзя сказать, что группы играли в каком-то определенном стиле. Скорей они использовали в своем творчестве яркую палитру многочисленных поджанров DIY панк-культуры — от ска-панка до хардкора.
В каждой песне, иногда состоящей из нескольких слов, например, «Все, что я вижу — я ненавижу!» группы «Hate to State» или «Выйди на улицу, верни себе город!» группы «Contra la Contra», группы затрагивали какую-то социальную проблему.
В конце 2002 г. в Минске появились первые хардкор-группы — «Rescue 811», «Follow the Sun», «Jiheart». 29 апреля 2003 года состоялся первый в Беларуси хардкор-концерт.
В 2000-2002 гг. наблюдается «взрыв» самиздатовской прессы в Беларуси, но зинмейкерская деятельность также сосредоточена, главном образом, в двух городах:
- Минске: «Don’t Panic!» (1999), «Left Hander» (2000), «Ребро жесткости» (2000), «Без намордника» (2000), «Заябок» (2001), «Skid row» (2001), «Пятновыводитель» (2001), «Хлопушка» (2001), «New World» (2002)
- и Гродно: «Кен-гуру» (2000), «Б-р-р-р» (2000), «Дезертир» (2001), «CoZine» (2002).
В Барановичах (Брестская область) издается несколько зинов — «Football X Flies» (2000) и «Eh!» (2000), в Светлогорске (Гомельская область) — «Падеж скота» (2000), в Борисове — «EKKLMH» (2002).
В начале 2000-х появились минские дистро/лейблы «No Manipulation», «ZB distro», «Personal is Political», «Gus rec.» и дистpo, распространяющие, как правило, атрибутику (футболки, нашивки) — «Skid row distro» в Минске и «77 дистро» в Гродно…
Полная версия материала тут
***
В Беларуси, где без разрешения официальных лиц до сих пор нельзя проводить концерт даже у себя в гараже, где за участие в квази-политических мероприятиях возможно исключение из института или вызов родителей в школу, политизированность и оппозиционность панк-движения очень сильны.
Даже названия групп и фэнзинов говорят сами за себя - “Hate to State”, “Deviation”, “Scum out”, “Antiglobalizator”, “Left Hander”, “Без намордника”.
В фэнзинах не только пишут рецензии на музыку и повествуют о жестокости поедания живых существ. В них публикуются рецепты изготовления коктейлей Молотова и различных видов бомб; дают рекомендации, как устранить из телефона подслушивающее устройство; очень многие из них дают рекомендации, как избежать службы в армии.
Беларуские зины также не обходят вниманием и борьбу с корпорациями, роль СМИ в пропаганде, различные проявления фашизма. Наиболее распространенными в Беларуси панк-стилями являются краст и анархо-панк как наиболее политизированные.
Здесь, наверное, не существует ни одной группы, у которой не было бы песни против власти и государства. Поются песни, направленные против конкретных представителей власти (президента или милиции).
С другой стороны, протест направляется против появляющихся и в Беларуси феноменов капитализма - глобализации, корпораций, масс-медиа и пр. В песнях беларуских групп много призывов - не платить налоги, разрушить границы, не идти в армию, строить баррикады, бороться и т.д.
Существующий политический режим во многом определяет степень и формы противостояния ему. В Беларуси, где ситуация по отношению к рок-музыке, в частности, во многом близка к существовавшей в СССР, до сих пор запрещено проводить любые концерты без разрешения “вышестоящих органов”. Если такие концерты проводятся, их разгоняет милиция, изымая фэнзины как “литературу, содержащую призывы к насилию”. Участники снимаются на видеокамеру или переписываются, чтобы потом быть “вызванными на беседу” по месту работы/учебы.
КГБ пытается давить на участников, принудить к стукачеству, угрожая службой в армии (тем, кто к ней не годен или является пацифистом), заключением под стражу и другими видами расправы.
Но в то же время в некоторых городах существуют коммерческие музыкальные клубы, где концерты можно проводить легально, правда, администрация в любую минуту может вырубить звук (даже свет в целом районе), если услышит тексты песен оппозиционного содержания или высказывания, которые могут угрожать закрытием клуба.
На концертах часто присутствуют люди в штатском, после концертов бывают задержания участников с безосновательными обвинениями “в мелком хулиганстве” или “в призывах к насилию”, избиения в участке, что связано в первую очередь с политической окраской концертов.
“У нас такая система называется недототалитаризм”, - говорит Стас П., вокалист гродненской группы “Deviation”. - “Если ты что-то делаешь на улице, тебя агрессивно подавляют, если ты делаешь какие-то акции, концерты - то же самое, однако есть такие лазейки, которые еще не прикрыли. Человек, пробравшийся на радио, может что-то прокрутить, и это может даже пройти незамеченным”.
Кстати, сама группа “Deviation” не отыграла полностью ни одного концерта в Гродно. Но, с другой стороны, в Минске анархистами проводятся фестивали вроде “Раздавим фашистскую гадину”, где “просто не может быть цензуры или что-то такого”.
Противостояние происходит не только на уровне слов, но и на уровне действий. Деятели беларуского панк-движения участвуют во многих политических акциях, имеют тесные связи с Федерацией Анархистов Беларуси, борются с наци-скинхедами. Поскольку большая часть панков является анархистами, они против не только господствующей власти, но и всех, кто на нее претендует…
Полная версия материала тут