Впервые я увидел эту тему на любимом форуме RMMediaи, признаюсь, отнёсся слегка скептически: темабыла о вертикальном панорамировании звука. Согласитесь, звучит абсурдно - ведь уши расположены, скорее, в плоскости “лево-право”, чем “верх-низ”. Мой скептицизм подтвердился, когда я прослушал вложенный звуковой фрагмент со звуком трясущегося спичечного коробка в движении вниз-вверх: я не услышал ничего особенного - ну трясут коробок перед микрофоном, ну меняется громкость - а волшебство то где? Волшебство появилось чуть позже, когда я прослушал запись в наушниках Дело в том, что для того, чтобы передать достоверно голофоническую запись, мониторы не подходят, поскольку вносят искажения в звуковой план. Итак, тот самый звуковой фрагмент. Очевидцы утверждают, что чувствуют запах серы при звуке зажженной спички, а также, ощущают присутствие и дыхание человека, трясущего коробок. То есть, голофоническая запись может передать больше, чем просто звук. Что происходит в этом аудио треке? Человек зажигает спичку, затем начинает трясти коробок, обходя слушателя вокруг, затем, трясет коробок, двигаясь вверх-вниз стоя перед слушателем и, повторяет это, стоя сзади и слева… и всё это отчётливо слышно в обычных стереонаушниках! Не верите?
Спички мп3(Нажмите правой кнопкой мыши -Сохранить объект как)
Поиск в Интернете дал несколько любопытных фактов об этом:
Голофоническая запись получила известность благодаря аргентинскому учёному Хьюго Зукарелли (Hugo Zucarelli) в 1983 году. Принцип записи использует многие наработки в области голографического изображения (отсюда и название holophonic), что, в принципе, очевидно: если учёные смогли «обмануть» два глаза, воспринимающих световые волны, то почему бы не проделать то же самое с ушами и звуковыми волнами? Зукарелли установил, что человеческое ухо – это не только приёмник звука, но и излучатель: согласно гипотезе, улитка уха распознаёт и анализирует звуковые образы так, если бы это была акустическая голограмма. Так, мозг обрабатывает эти данные и определяет направление источника звука. Кстати, несколько учёных подвергали сомнению труды Хьюго, но его записи убедительнее любых слов. Далее, ещё один звуковой пример – это женщина, шепчущая настолько близко к уху, что невольно ощущается её дыхание, присутствие её губ:
Шепот мп3(Нажмите правой кнопкой мыши -Сохранить объект как)
Цифровой способ воспроизведения голофонической записи требует вычислений нескольких потоков записи с эффектом присутствия (Ambisonics), но детали процесса записи держатся в секрете, хотя, кое-какие догадки можно построить, проведя частотный/фазовый анализ этих примеров: Во-первых, множественные сигналы в противофазе и постоянное ощущение объема позволяют предположить, что запись ведётся в реальном помещении – это сделать значительно проще чем, скажем, программно моделировать естественную реверберацию. Во-вторых, заметно много инфранизких звуков, вполне способных достоверно передать «движение» или «дыхание» источника. Вдобавок к этому – низкочастотная область панорамируется наряду с другими частотами (что идёт вразрез с одним из основных принципов сведения музыки – «низ в центре»). Естественно, подобное звучание не сможет передать ни одна 5.1 звуковая система с сабвуфером посередине и маленькими СЧ-ВЧ колоночками по углам. И, в-третьих, ещё одно предположение: вероятно микрофоны расположены так же, как и уши у человека. Это позволило бы создать звуковую картину, наиболее приближённую к естественному восприятию… Кстати, микрофонная пара Neumann KU100 Dummy Head, вероятно, неплохое решение как раз для таких записей.
Ах, да. Чуть не забыл. Холофоническое звучание используется и в музыкальных композициях некоторых исполнителей (это из Википедии):
Pink Floyd, “The Final Cut” Roger Waters, “The Pros and Cons of Hitchhiking” Psychic TV, “Dreams Less Sweet” Ottmar Liebert & Luna Negra,”Up Close: the Fritz Files”