Четверг
25-Апреля-2024
10:55
 
Компания "ARTrecords"
 
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Полезные статьи
это вам пригодится
Мысли людей
заметки обо всем
Технодром
технические советы и статьи
Истории
Материалы о музыке и музыкантах
Советы бывалых
для молодежи!
Прикольное
шоубизнес во всей красе
Что,Где,Когда
новинки, сообщения посетителей
Новости интернета
Сообщения общественных журналистов, партнеров, независимых корреспондентов
Наш опрос
Кого здесь больше?
Всего ответов: 1047
 
 

Особенности гитарного звучания
 
 
 
Электрогитара была и остается непревзойденным "парапсихологическим" инструментом воздействия на массы. В дополнение к статьям, уже опубликованным в журнале "Звукорежиссер" по тематике звучания электрогитары (3 и 7 номера за 2002 год), мы хотим предложить ряд практических советов по созданию звучания электрогитары для различных стилей современной музыки. Прежде всего отметим, что к двум основным парадигмам современного гитарного звука - британской (Marshall) и американской (Fender, Mesa/Boogie) - время неумолимо добавляет всё новые и новые оттенки. Но главным компонентом, который по-прежнему будет определять звучание гитары, остаются пальцы - и еще нечто, остающееся на втором плане, до конца не выясненное и не очевидное, но наполняющее музыку смыслом…
Ни для кого не секрет, что от обычной электрогитары можно получить неограниченный диапазон тембровых оттенков в зависимости от типов датчиков, педалей и методов съема микрофонами гитарных комбиков. Добавьте эквалайзер, компрессор и эффекты - и возможности варьирования звука станут неограниченными. В этих заметках читателю предлагается несколько практических методик создания гитарного звука как для студийной записи, так и возможной работы на концерте. Однако не стоит рассматривать настоящие рекомендации, как некий набор жестких правил. Поэкспериментируйте, и вы сможете достаточно близко подойти к заветной цели.
 
Эра джаза

Традиционно джазовые гитаристы тяготеют к чистому, плотному звучанию. Чаще всего ими используются полуакустические модели гитар, например, - Ibanez G.Benson, Gibson ES175 и AS200. Чтобы получить подобный звук, снимайте близким микрофоном чисто звучащий комбик. При этом используйте динамический кардиоидный микрофон, но не допускайте перегрузки канала микшера. Можно применить специализированный гитарный предусилитель (преамп) с чистым каналом (clean) или с полностью выключенным овердрайвом: должен быть слышен лишь "намек" на искажения при достаточно жесткой игре. Из предусилителей рекомендуем ламповые модели HK TubeMan и Mesa/Boogie V-Twin.

Неплохие результаты для получения чистого и традиционного звука дает активный DI-бокс, через который гитара подключается к микрофонному входу микшерского пульта. Наилучший же звук даст съем микрофоном небольшого комбика, т.к. трудно достичь нужной степени "теплоты" и плотности, используя лишь DI-бокс. Если гитара - не полуакустика, а "доска" (solid body), включите ближний к грифу датчик. Слегка срежьте средние частоты для получения характеристики, близкой к акустической гитаре. Скорее всего, не понадобится и яркий "верх", не характерный для "акустики" - подрежьте высокие и, возможно, presence-частоты (около 1 кГц). Датчики с двойными катушками (humbucker) наилучшим образом подходят для такой ситуации, так как дают более "толстый" звук и более твердую атаку по сравнению с однокатушечными single coil. Типичная "сингловая" гитара - Fender Stratocaster.

Умеренная компрессия только улучшит звучание, а увеличенное время атаки компрессора позволит сохранить атаки нот, сделает игру напористой - лишь проследите, чтобы атаки не звучали слишком ярко. Для этого надо контролировать высокие частоты "полочным" эквалайзером. Для более гладкого звучания компрессор следует включать после эквалайзера. Постарайтесь выстроить нужный звук, используя прежде всего комбик или преамп, и лишь потом работайте с эквалайзером микшера для окончательной "полировки" звука.

Для традиционного звука гитары скорее характерно использование пружинных, а не электронных ревербераторов, хотя последние могут иметь программы, эмулирующие пружину. Наша любимая программа для такой работы - Spring в Yamaha REV7. Также можно опробовать программы типа Medium Plate, подрезав у них "верхушку". Для традиционного звучания, следует использовать процессор эффектов в монорежиме. Перечислим некоторых мастеров "чистого и теплого" гитарного звучания: Джо Пасс, Джордж Бенсон, Джон Скоффилд, Пэт Метини. Из аппаратуры назовем комбики: Fender Twin, Roland Jazz Chorus, Trace Elliot.

Rockabilly

Многие музыканты Западного побережья Америки, от Боба Дилана до Eagles, используют чистый "однокатушечный" звук с некоторым присутствием глубокого "низа" и обилием высоких частот. Добавление некоторого количества presence и басов поможет улучшить звук. Во всех случаях перед записью не забудьте поставить новые струны и слегка обыграть их. Как сказал Билли Гиббонс из ZZ Top: "Самые лучшие струны делаются из бамперов автомобилей".

Регулятором Gain установите на комбо чистый звук с легкими искажениями, проявляющимися лишь при достаточно напористой игре. Здесь замечательно работают ламповые аппараты, особенно новые модели с присущим нашему времени повышенным содержанием высоких частот, например, фирм Carwin, Randall, Crate. Если проблемы с хорошим комбиком, можно включаться прямо в пульт - здесь это допустимо, но включаться надо обязательно через активный DI-бокс (но не надо забывать об избытке высоких частот в таком звуке!), или через гитарный преамп - он даст больше гибкости в выборе тембра.

Отметим, что хорошая (то есть дорогая) электрогитара сама по себе даст прекрасный звук такого типа даже при включении через DI-бокс (например, BSS AR 116, DOD 275). Эксайтер или качественный параметрический эквалайзер помогут подчеркнуть прозрачность звучания в области высоких частот, а компрессор, включенный до эквалайзера, даст характерный "щелкающий" звук с обилием сустейна. Как и в случае с джазовым звуком, можно использовать увеличенное время атаки компрессора, варьируя степень компрессии. Обычная общая реверберация с временем затухания 2…3 с достаточно эффективна, но если вы приверженец аутентичности, то лучше использовать пружинный ревербератор, либо короткий дилей с одиночным повтором в 80…100 мс
 
 
Funky

"Фанковая" ритм-гитара - обычно острая и колючая, как обертка из фольги, подчеркивающая ударные и бас. "Сингловые" гитары справятся с задачей лучше, и Telecaster в режиме противофазных датчиков будет наиболее верным выбором. Старые гитарные процессоры типа Electro-Harmonix, MXR и Rockman, звучащие очень "искусственно" для большинства стилей, могут звучать великолепно для ярких фанки-гитар.

"Фанки"-звук стоит "содержать в чистоте" (в смысле количества distortion), поэтому активный DI-бокс или гитарный преамп - предпочтительный выбор, хотя никто не запрещает снимать микрофоном комбо, сформировав в нем хорошо артикулированный "проволочный" звук. Для этих целей модели комбо с 10-дюймовым динамиком (например, ламповый Fender Junior Pro) будут работать лучше, чем с 12-дюймовым, а конденсаторный микрофон с малой диафрагмой даст более конкретный и яркий тембр. Не переусердствуйте с эквалайзером, хотя умеренный подъем в области 3…6 кГц добавит необходимой остроты. Если звук гитары остается по-прежнему неясным, чуть подрежьте нижнюю середину. Солидности звуку придаст включение компрессора до эквалайзера. Рифовые фанковые соло также имеют яркий, перкуссивный характер, что в комбинации с жестким компрессированием до эквалайзера может создать гитарный эквивалент "слэпового" баса.

Поэкспериментируйте с атакой компрессора для получения нужного количества остроты, а время отпускания компрессора в пределах 0,5 с позволит избежать "накачки" звука. Типичную музыку "фанки" вы услышите на записях таких лейблов, как Blue Note, Motown (Джеймс Браун и другие артисты).

Акустическая "алхимия"

Распространенный в последнее время эффект электронной имитации акустической гитары (например в процессоре Zoom 505), основан, видимо, на частотной коррекции : середина поднимается, низы уплотняются, высокие - "нагреваются" до состояния, когда струны дают характерное "звяканье". Всё же, если нужен эффект звучания акустической гитары, лучше применить именно её, а не "химичить" с цельнокорпусной электрогитарой.

Но если у вас нет хорошей акустической гитары, то используйте "сингловые" гитары, средние датчики или противофазные режимы на гитарах Stratocaster. Применять активные DI-боксы в данном случае лучше, чем снимать микрофонами комбо. Поднимите низы в области 150 Гц, значительно срежьте середину в области 500…1000 Гц, и добавьте яркости на 4…6 кГц.

В этом поможет параметрический эквалайзер, хотя и приличный третьоктавный графический эквалайзер вполне справится с задачей. Для придания звуку ещё большей "искристости" можно попробовать эксайтер, далее слегка подкомпрессировать сигнал и сдобрить его насыщенной реверберацией в режиме Plate. Эквалайзер следует включать после компрессора - это позволит получить яркий, но вполне естественный звук. Если гитара в миксе играет вспомогательную роль, стоит подрезать басы, но не слишком: звук не должен стать "тощим". Далее можно добавить немного стереохоруса. Так вы получите некое подобие "акустики". Результат, конечно же, не будет звучать, как настоящая акустическая гитара, но достаточно близко приблизится к её характеру. (Интересную имитацию 12-струнной акустической гитары предлагает педаль Zoom CFX 8, программа С 62, что продемонстрировано на CD, прилагаемом к журналу "Звукорежиссер", 7/2002).

"Поющие гитары"

Существует целая плеяда выдающихся исполнителей, использующих относительно чистый, тянущийся гитарный звук. Это Марк Нопфлер, Крис Ри, Дэвид Гилмор и, конечно же, Карлос Сантана. Вся прелесть такого звука во многом достигается благодаря специфической исполнительской технике этих музыкантов, но и вы можете попробовать получить этот упругий звук.

Для получения требуемого сустейна, то есть протяжности звучания, необходимо комбинировать не очень сильный distortion с сильной компрессией. Яркость такого звука определяется высокой "серединой".

Как известно, гитарные комбо редко воспроизводят частоты выше 3…4 кГц, поэтому при игре с их использованием тембр получается скорее певучий, чем "скрипучий". Гитары, имеющие humbucker, лучше работают через DI-бокс, но для получения аутентичного звука все же понадобится "стратоподобный" инструмент. С этим стилем хорошо сочетается ясная, открытая реверберация, но отнюдь не пружинная. "Поколдуйте" с её тембром и добейтесь убедительности звучания.

Для звука "а-ля Pink Floyd" попробуйте дать чуть больше овердрайва; поэкспериментируйте с фейзером и эхо, особенно в стерео, и с разным временем задержки для каждой стороны. Подключайте компрессор до эквалайзера для получения яркого "проволочного" звука, и после эквалайзера - для получения гладкого тянущегося звука. Мощный сустейн достигается "завязкой" гитары с комбиком. Речь идет об "акустической завязке" до возникновения обратной связи, как это практикуют Карлос Сантана или Стив Вэй. В этом случае манера звукоизвлечения, коррекция тембра в комбике и резонирующие свойства конкретной модели (и даже экземпляра) гитары будут играть первостепенную роль.

"Блюз - это когда хорошему человеку плохо…"

Блюзовая гитара звучит "правильно", когда ламповым микрофоном снимают небольшой и опять-таки ламповый комбо - но не отдельный акустический кабинет! Именно такие небольшие комбики использовались на заре блюза. Чувствительность входного каскада надо выставить таким образом, чтобы уровень искажений управлялся амплитудой сигнала звукоснимателя гитары - чем сильнее удар по струнам, тем "сочнее" в плане искажений звук получится. Секрет такого звучания - в кенотронных блоках питания этих комбо. Подобные блоки до сих пор применяются в некоторых моделях гитарных усилителей, например, в Fender Prosonic.
 

Лучшие из гитарных преампов, предназначенных для записи, имитируют такой звук достаточно похоже, но пуристы по традиции снимают звук комбо микрофоном. Микрофон ставится поближе к защитной решетке динамика и, если в комбо имеется пружинный ревербератор - можно использовать его. Реальные блюзовые тембры могут значительно варьироваться - одни музыканты используют тяжелый низкий звук с "задавленными" верхами, скорее характерный для гитар Gibson; другие исполнители применяют иные тембры, используя Telecaster и Stratocaster. Важно другое, а именно то, насколько звук гитары соответствует конкретной блюзовой пьесе или манере исполнения.

Если гитара записывается через преамп, то компрессор надо подключать после преампа - "капризы согласования" сопротивлений вынуждают использовать именно такую последовательность коммутации. Отдельный параметрический эквалайзер до компрессора, и эквалайзер в канальной линейке микшера дают широкие возможности для "тембро-химических" экспериментов, но здесь нельзя переусердствовать.

Блюзовый звук основан на distortion, поэтому преамп с имитатором динамика будет очень полезен, а компрессия поможет сохранить нужный сустейн, когда distortion не очень интенсивен. Пружинный ревербератор или короткий Ambience отлично подходят для большинства блюзовых стилей.

Блюзовую слайд-гитару можно записывать тем же способом, но, если сустейна недостаточно, то можно несколько подкомпрессировать сигнал. Но тут потребуется гитара с мощным выходом - иначе звук "потонет" в тресках струн.

Ярчайшие представители блюза: Би Би Кинг, Эрик Клэптон, Гарри Мур, Робин Форд, Стив Рэй Воэн, Эрик Джонсон, Альберт Коллинз.

Rhythm-and-Blues

Что касается R&B-звука, то The Rolling Stones - отличный источник вдохновения для экспериментов. И если вы молоды и "не успели застать великих" - рекомендуем послушать ZZ Top и классические записи 70-х: Led Zeppelin, Steppenwolf, Free.

Ключевой момент получения такого звука - использование усилителя, "загнанного" в искажения, но не настолько глубоко, чтобы был потерян базовый характер звучания гитары. Опять же, лучше всего для этого подходят небольшие ламповые комбо с "недогруженными" динамиками. Кабинеты среднего размера также дадут неплохие результаты. Если комбо имеет открытую конструкцию, поэкспериментируйте, снимая его звук микрофонами одновременно спереди и сзади.

Не забудьте переключить тыловой микрофон в противофазный режим, хотя, как ни странно, иногда он звучит лучше синфазно. Тыловой микрофон добавит нужное количество "носового" звука, немного резонанса корпуса колонки и "скрипа" струн, создав реальное ощущение плотно работающего усилителя и сверхмощных динамиков. Ламповые усилители для ритм-энд-блюза дают лучшие результаты, хотя есть исключения - неплохой звук можно получить, записывая через преамп Sansamp XXL, подключенный к транзисторному комбо Fender.

Гитары со звукоснимателями humbucker (например, Gibson Les Paul), обычно лучше подходят данному стилю - но тут играют большую роль тип гитары, усилителя, динамиков, микрофона, места его расположения, и акустические характеристики комнаты. Компрессия и эффекты добавляются по вкусу… Экспериментируйте до тех пор, пока не получите необходимый звук.

Hard and Heavy
 

Тяжелый рок был прародителем того, что мы сегодня называем "металлом", но стилистически он скорее был продолжением ритм-энд-блюза. Большая часть звучания гитары в тяжелом роке формируется скорее перегруженными усилителями, чем отдельными педалями. Уровень distortion больше, чем в R&B, но такой, что ещё слышно основной тон гитары. Есть уникальный тип хэви-рок гитары - такой, как у Джимми Хендрикса, который использовал в одном наборе fuzz box и педаль wah, заведенные в крайние искажения, и включенные в "пылающий" Marshall. Но даже в этом случае можно точно сказать, что он играл на Stratocaster. Большой вклад в формирование звука Hard&Heavy внесли Ритчи Блэкмор, AC/DC, Nazareth, и компании Marshall, Mesa/Bogie, ADA.

Для получения звука Hard&Heavy надо сначала сформировать ритм-энд-блюзовый звук, после чего повысить количество овердрайва. Некоторые блоки эффект-процессоров и преампов содержат в себе "вау"-эффект, однако реальной альтернативы оригинальной ножной педали (например, Cry Baby) пока нет. Для подобного звука лучше всего подходит съем звука с динамика микрофоном. Для этого надо использовать два микрофона: близкий динамический микрофон (например, Shure SM57, Shure SM58), расположив его на расстоянии 5...10 см от диффузора, и дальний конденсаторный (1…1,5 м), который придаст ощущение пространства.

"Люди гибнут за metal"

"Металлические" звуки несут в себе "тонны" перегруженного звука, поэтому характерные исходные тембры гитар и усилителей могут быть искажены до неузнаваемости. Однако это не означает, что "металл" можно играть на гладильной доске. Существуют гитары, ориентированные на стиль хеви-металл, например фирмы Jackson. Более предпочтительны инструменты со звукоснимателями humbucker, в крайнем случае - "синглы" с высокой отдачей. В основном используются звукосниматели, установленные у струнодержателя. Можно применить педаль овердрайв, включенную в преамп, который тоже настраивается на овердрайв - это даст именно то искажение, которое характерно для этого стиля. Главная цель поиска - получить предельно высокую чувствительность системы, чтобы и легкие, и сильные удары по струнам создавали одинаково мощный "поток" искажений. (По меткому выражению одного звукорежиссера, "это напоминает остро отточенный рашпиль, полирующий бок пустой пивной цистерны"). Хороший пример: использование группой Metallica педали MXR Distortion+, включенной прямо в пульт.

Певучести звуку добавит компрессор с глубокой степенью компрессии Ratio, включенный между педалью и преампом, либо в insert пульта. Снижайте время отпускания компрессора до того момента, когда звук начнет "накачиваться" - это придаст записываемой дорожке больше энергетики. Но проследите, чтобы не исчезла разборчивость - ноты превыше всего! Существуют различия между британским и американским metal-звуком. Британский - более "толстый", его средние частоты значительно подняты. Английские звукорежиссеры склонны писать "хэвиметаллические" гитары динамическими микрофонами, тогда как американцы предпочитают яркие тембры конденсаторных микрофонов.

Достаточно большое количество гитарных процессоров содержит "металлические" пресеты - смотри звуковое приложение к журналу "Звукорежиссер" 7/2002. Выбор какого-либо из них - дело вкуса.

Одно из полезных упражнений при настройке "металлических" гитар в студии - сравнить его со звуком на записях известных металл-групп. После корректировки аккуратно продублируйте на несколько дорожек вашу "чугунную" партию, и спанорамируйте их. Полученный результат точно воспроизведет ваши гитарные "запилы", и будет звучать внушительно даже на стареньких NS-10. Альтернативой съема усилителя микрофоном (если отсутствует заглушенное тон-ателье) может быть подключение параллельно динамику усилителя мощного нагрузочного резистора. Далее - DI-бокс с максимально загрубленной чувствительностью (например, 40 дБ).

Отпускаем струны…

Все описанные выше методики содержат в себе множество вариаций, но главное - это звукоизвлечение! Поэтому нашей задачей, прежде всего, было дать некий начальный толчок вашим экспериментам. Перечисленные рекомендации не принесут "на тарелочке" готовый звук или незабываемый почерк звезды. Необходимо позаботиться и о чисто технической стороне: при записи гитар, особенно с "сингловыми" звукоснимателями, остерегайтесь сетевых и радионаводок - походите по студии и найдите место, где они минимальны. Мониторы компьютеров часто создают электрические помехи, и их, возможно, придется отключить на время гитарной сессии. Даже звукосниматели humbucker, будучи перегруженными, могут фонить. Поэтому убедитесь, что гитарист касается струн или других металлических частей гитары, тем самым заземляя их.

Надеемся, вы рано или поздно придете к тому звуку, который искали. С гитарой этого достичь гораздо легче, чем с клавишными! Практически любой синтезаторный пресет, гордо названный его создателями drive guitar, ассоциируется со звуком, издаваемым парой ос в пустой жестяной банке.

Может быть, гитара не выглядит высокотехнологичным изделием, но согласитесь - всего лишь несколько кусков дерева и проволоки гораздо ближе к музыке, чем куча дисков, кнопок, дисплеев, меню, MIDI-файлов, семплов и прочего хлама!

Валерий Папченко, Юрий Польченко
Категория: Технодром | Добавил: Camella (23-Октября-2008)
Просмотров: 9877
Всего комментариев: 0
 
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 

 

 Если вы считаете, что данный  материал
будет полезено прочитать  вашим друзьям,
 просто нажмите на  эту кнопку и заполните
форму  для отправки рекомендательной ссылки
 
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright ARTdesign ©2007-2024