Недавно с талантливой певицей Земфирой случилась одна пренеприятная история. Ее бывший тур-менеджер продал концерт в Алма-Ату, забрал 70 тысяч евро наликом и исчез.
В принципе, подобные истории в нашем гастрольном черном бизнесе – не редкость. Трудно найти артиста, которого бы не «кинули» хоть раз. Любопытно другое. По мере поступления информации о мошеннике стали вскрываться гораздо более интересные подробности.
Во-первых, выяснилось, что он был не только тур-менеджером певицы, но и играл у нее на саксофоне. То есть музыкант и менеджер в одном флаконе.
Во-вторых, уволили его по весне именно за воровство. Вот что пишет продюсер Табриз Шахиди, один из организаторов злополучного концерта: «Когда он был пойман с поличным и уволен весной 2008-го, у него оставался шанс исправиться: тогда этот факт не был предан широкой огласке». То есть получается, что он умудрился обокрасть Земфиру за короткое время дважды, а это уже случай уникальный.
Есть русская поговорка о том, что беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник. Но у нас в шоу-бизнесе это вполне привычная практика. Эка невидаль, что саксофонист – заодно тур-менеджер. Хотя непонятно, кто решает на таких гастролях рабочие вопросы во время концерта, когда музыканты на сцене. У той же Земфиры до сих пор, кажется, в качестве пресс-атташе работает вполне себе действующий журналист ИД «Коммерсантъ». Сам пресс-релизы пишет, сам и статьи про свою работодательницу в свою другую работодательницу-газету строчит. Универсумы – да и только!
Мне непонятно, отчего многие артисты, даже будучи натуральными долларовыми миллионерами, не могут позволить себе полноценного тур-менеджера и профессионального пресс-атташе.
На рынке такие специалисты есть, стоят они куда меньше очередного бриллиантика или платьица из шоу-рума. Достаточно вменяемых, хотя и немаленьких денег они стоят. Но артисты, берущие за корпоратив по 50 тыщ евро, экономят и экономят. В результате, как видите, некоторых по два раза обворовывают. Что это? Скупость или глупость?..
Что бы это ни было, в результате – вопиющий непрофессионализм почти в каждой отрасли шоу-бизнеса. Деньги не идут профессионалам, звездам кажется проще нанять гастарбайтера. Только такая простота хуже воровства.
Получается забавная цепочка. Профессиональный пресс-атташе не получает достойных денег и не видит поэтому перспективы роста в своей профессии. И уходит из нее или из шоу-бизнеса совсем. Получается, из системы выдавливаются лучшие.
Посмотрите, чем заняты пиар-агентства. Звездам они якобы не по карману, так что те привлекают их в лучшем случае на разовые акции – провести презентацию нового альбома или оповестить мир о каком-то важном событии в жизни артиста. Но чем же тогда зарабатывать пиар-агентству? Чем платить зарплату штатному обученному персоналу? Пиар-агентству приходится искать другие источники доходов.
Например, «Кушнир Продакшн» зарабатывает на юных талантах. Берет с них денежки якобы за помощь в раскрутке, строчит яркие, но абсолютно бессмысленные (артист-то никакой) пресс-релизы для размещения на десятке полудохлых сайтов. Но за все годы существования агентство по открыванию новых звезд так и не открыло ни одной настоящей звезды. Зато исправно собирало мзду с молодых да наивных, заодно воспитывая в них ложное чувство причастности к музыке. Ломая психику молодых людей, подсаживая на иглу. Чем это отличается от заработка наперсточника или драгдилера?
А с другой стороны, что еще делать профессионалу. Когда Земфиру еще никто толком не знал, у нее была возможность работать с Кушниром. А когда Земфира стала суперзвездой, у нее денег на это нет.
Система мощно работает тогда, когда лошадь едет впереди телеги. Тогда кучер рулит движением, крестьянин сушит для лошади сено, химическая артель производит для телеги смазку, а складской работник получает товар, привезенный на телеге. Кучер, крестьянин, артельские и кладовщик связаны в единую жизнетворную систему путем обмена дензнаками. А сытая лошадь довольно ржет.
Насколько я знаю, в российском банковском или, например, риэлторском бизнесе со времен криминальных 90-х изменилось почти все. Внедрены самые передовые технологии, введена очень эффективная система материального стимулирования, поставлены мощные компьютерные сети с суперсовременными системами защиты от взлома… И только в шоу-бизнесе и ЖКХ – аутентичный феодальный строй. Они как заповедники того, как жить нельзя.
Но начинать надо с артистов. Потому что реальный денежный поток с корпоративов и кассовых концертов идет из кошельков зрителей напрямую в кошелек артиста. Если он там целиком и остается – начинается гниение. Справиться с гниением можно только через дренаж.
Дренаж кошельков.
Когда артисты начнут, наконец, платить – кровь пойдет по сосудам. Платить достойно своим пресс-атташе, платить достойно авторам песен, платить достойно тур-менеджерам, платить достойно хореографам.
Пора растрясти своей мошной.
Самим же жить станет лучше.
Гуру КЕН, Mail.ru