Результаты последнего мониторинга FM-радиостанций, проведенного Министерством информации осенью прошлого года, уже мало кого удивили. В очередной раз выяснилось, что некоторые из радиостанций не соблюдают квоту в 75% белорусских композиций в эфире.
В итоге четыре станции — «Русское Радио», «Радио Би-Эй», «Альфа Радио» и «Пилот FM» — получили предупреждения. Остальные отделались получением предупредительного письмом, в котором Мининформации в жесткой форме потребовало соблюдать 75-процентное квотирование белорусской музыки в прайм-тайм, пригрозив самыми строгими мерами воздействия, вплоть до увольнения ответственных лиц.
Политика культурного протекционирования — 75% отечественной музыки в радиоэфире — действует в Беларуси с января 2005 года. За эти четыре года практически каждая из 18 радиостанций, вещающих в Минске, хотя бы раз обвинялась в несоблюдении 75-процентной квоты. Радийщики шли на хитрости — обрезали белорусские песни наполовину, крутили их по ночам... До тех пор, пока Министерство информации не поставило радиостанции перед фактом — с 15 сентября 2008 года установленная квота в 75% белорусской музыки в радиоэфире должна выполняться только в прайм-тайм.
Конечно, если это распоряжение выполнить, то радиостанции можно смело закрывать — кто их будет слушать? Поэтому Мининформации пошло на «уступки», изменив само понятие прайм-тайма. Теперь это не время с 6-ти утра до 11-ти вечера, а конкретные временные промежутки: утро — с 7 до 10 часов, день — с 12 до 15 и вечер — с 19 до 22 часов. Кроме того, радиостанции могут сдвигать эти блоки на один час — вперед или назад.
«С введением этих временных промежутков заполнять эфир белорусской музыкой стало легче, — рассказал «Белорусским новостям» программный директор радио «Минская волна» Андрей Мурин. — Теперь в течение одного часа в прайм-тайм у нас звучит около семнадцати белорусских композиций и две-три — зарубежные или русскоязычные. Остальное время, в том числе вся ночь, в полном нашем распоряжении — можем ставить, что хотим».
И вот тут-то и начинается самое интересное. С введением новой шкалы рейтингового времени такого понятия как 75% белорусской музыки в радиоэфире больше не существует!
«Считайте сами, — объясняет директор радио «Пилот» Анатолий Чепиков. — Три блока по три часа — итого 9 часов, в течение которых должна соблюдаться 75-процентная квота. Отнимите то время, которое занимают иностранные композиции (25% эфира) — и получится, что белорусские песни должны звучать 7 часов в сутки. А это уже не 75% эфирного времени, а меньше 35-ти».
Однако многие руководители радиостанций и диджеи уверены, что даже 35% — это много. Острый дефицит качественной белорусской музыки все еще существует. 90% из того, что приносят отечественные исполнители, в эфир ставить нельзя. Точнее, можно, только слушать это точно никто не будет, а коммерческие радиостанции, которые живут за счет рекламы, такое положение дел не устраивает.
«Нам в этом плане проще, — говорит программный директор радио «Минская волна» Андрей Мурин. — Отличительная особенность нашего формата — использование до 40% инструментальной музыки. Связались с белорусскими композиторами, коллективами и предложили сотрудничество. Многие с энтузиазмом восприняли наше предложение».
В Министерстве информации понятие форматности музыки вообще считают надуманным: «В формат радио не попадают аксакалы музыки Игорь Лученок, Михаил Финберг. На их произведениях воспитано не одно поколение, это национальное достояние. Чьи же произведения могут служить образцом, если не их?».