В Кремле состоялось празднование 25 годовщины группы «Браво». Выглядело это так.
В зал с совершенно пустым партером и переполненными балконами за три минуты до начала концерта невесть откуда врываются потоки тетушек 40-50 лет, и заполняют его. Они сидят рядом со мною со всех сторон, и я понимаю, что о группе «Браво» они имеют весьма слабое представление. Балконы остаются в прежнем состоянии.
Под музыку группы «Madness» и видеоряд с фотографиями прежних составов выходит сама группа «Браво», и Хавтан стимулирует активное хлопание себе под все ту же музыку «Madness». Зрители послушно хлопают.
В зал с совершенно пустым партером и переполненными балконами за три минуты до начала концерта невесть откуда врываются потоки тетушек 40-50 лет, и заполняют его
После пары песен Хавтан обращается со странными в данной ситуации и с данной аудитории словами:
- Первые ряды заполнены, значит, кризис нам не страшен. Главное – не акции, а люди. Люди вокруг меня стыдливо опускают глаза. Они-то знают правду про первые ряды.
Еще после нескольких песен Хавтан признается в любви к «Beatles» таким вот образом:
- Мы не сдираем ничего у «Beatles». Мы пропускаем их через себя, и талантливо трансформируем.
Публика хлопает, но снова стыдливо опускает глаза.
Публика хлопает, но снова стыдливо опускает глаза
Чуть позже Хавтан рассказывает об истории создания песни «Король оранжевое лето», после чего выходит автор текста Вадим Степанцов:
- Все происходило не так, как рассказал Хавтан. Я человек покладистый, и когда Женя попросил меня изменить слова, чтобы песню пропустили, я все поменял сам.
Потом выходит Агузарова, и поет несколько песен с «Браво». Чуть позже появляется знаменитый оркестр «Солисты Москвы», под который натужно, не попадая в ноты, поет сам Хавтан. Заодно он рассказывает историю знакомства с руководителем оркестра Юрием Башметом. Выходит сам Башмет:
- Все, что рассказал Женя – неправда!
И рассказывает, что они встретились вовсе не случайно, а давно хотели встретиться. И играет «Хэппи бездей ту ю» в классическом звучании, потом в версии Гайдна, потом в версии Штрауса, потом как танго, потом как чардаш. Затем «Браво» играет с оркестром, а поет еще и Сид из «Тараканов». Выбегает некто, и читает с важным видом скверные стихи. Потом Ирина Сурина поет несколько песен, в том числе «Старый отель», очень странно слушающийся после явления Агузаровой.
Потом выходит снова поэт, оказавшийся тем самым «Качем», которого только что засудил Дробыш за прилюдное гадкое оскорбление, и тоже что-то… не поет, этого он не умеет, а бормочет, вроде как рэп читает, но не рэп. С довольным видом исчезает. Звучит еще одна наискучнейшая оркестровая версия, и на исходе третьего часа концерта Хавтан объявляет:
- А теперь мы будем играть то, что умеем лучше всего!
И звучит, наконец, привычный танцевальный заводной «Браво». На чем юбилейный концерт и заканчивается.
Что случилось с «Браво»?
Мне кажется, что после такого юбилейного концерта уважаемой и любимой группе впору самораспускаться.
И есть, чем аргументировать. Никогда в своей истории «Браво» не было столь беспомощно дезориентировано. При всей инструментальной мощи два нынешних вокалиста группы, Ленц и сам Хавтан, показывают полную неспособность соответствовать самим песням. И дело даже не в том, что вступают не вовремя, глотают слова и нет эмоций. Опыт с «Солистами Москвы» показывает, что новые композиции «Браво» унылы, лишены энергии и попросту содержательно пусты.
Проблемы начались давно. Когда Роберт Ленц пришел в группу, чтобы заменить Валерия Сюткина, показалось, что это глоток свежего воздуха. На волне энтузиазма Хавтан сочиняет альбом «На перекрестках весны» (1996) – великий альбом, почти каждая песня из которого стала хитом.
Однако очень скоро оказывается, что на концертах Роберт Ленц совсем не так хорош, как в студийной записи. В присутствии зрителей солист «Браво» тушуется, закрывается, и его природная интровертность создает стену между зрителями и музыкантами. Довольно долго Хавтан пытался «раскрепостить» Ленца, интуитивно чувствуя проблемы с фронтменом. Вскоре проблемы стали ощутимы не интуитивно, а вполне реально – телеканалы стали игнорировать «Браво» с Ленцем, а новые песни перестали попадать в ротации.
В этой обстановке Хавтан начинает петь сам. Впервые это произошло еще при Сюткине, во время записи последнего с ним альбома «Дорога в облака» (1994). Сюткин категорически отказался петь «Замок из песка», но песня уже была включена в трек-лист обещанного General Records альбома, и Хавтан спел ее сам.
Затем Хавтан стал петь все чаще и чаще, чтобы компенсировать артистические слабости голосистого Ленца. На этом юбилейном концерте он пел уже едва ли не добрую половину песен. И все бы хорошо, но Хавтан – сам довольно скверный вокалист. Он существует на одном приятном низком тембре, но при выпевании более высоких нот начинает гнусавить, «пролетать мимо» (что особенно обидно при телесъемке) и «закрывается» не хуже Ленца.
После таких фронтменов, как Жанна Агузарова и Валерий Сюткин, ситуация выглядит особенно плачевно.
И нынешний юбилейный концерт выглядел выступлением двух неадекватных старым добрым песням людей. То Ленц глотает целые слоги, делая недоступным текст песен тем, кто вдруг тексты не знает (а такие в зале есть), и даже позитивные светлые песни из альбома «На перекрестках весны» делая сумрачным бубнежем. То сам Хавтан без особых вокальных данных немилосердно гнусавит и фальшивит.
Та же часть программы, что сыграна с «Солистами Москвы» - и вовсе усыпляет по-полной. Песни слабые, сыграны вяло, с вялым же вокалистом…
Кажется, кризис в «Браво» стал по-настоящему критическим.
Кризис на грани провала
Зрители не хотят видеть Ленца, поскольку он не «тянет» концерты. А сам Хавтан пока сделаться полноценным вокалистом не может (хотя прогрессирует, нельзя этого не признать). Совсем не зря Вадим Степанцов, приглашенный спеть песню «Король оранжевое лето», бесцеремонно прямо со сцены заявил:
- Десять лет назад я в песнях «Браво» читал что-то как MC, сейчас пою, а лет через несколько стану солистом «Браво». К чему и стремлюсь!
С момента выхода вышеупомянутого альбома «На перекрестках весны» прошло уже 12 лет. Все, что выходило после него, стало провалом. Что косвенно признал публично и сам Хавтан:
- У нас хватает провальных альбомов! Мы испытали это чувство.
Время менять имена. Возможно, на смену дошедшего до предела возможностей Ленцу придет кто-то другой - «Браво» всегда славилось отменными вокалистами. Возможно, Хавтан больше не испытывает вдохновения с нынешним составом группы - уж чересчур слабы новые песни. Но предпринимать хирургическую интервенцию ему придется. Застой смерти подобен.
Хватит мучить публику, любящую «Браво», унылым и вялым Ленцем. Хватит скатываться в пропасть! 25-летие группы со съеденными словами песен и вступлением не вовремя – это позор, конечно.
«Браво» должно жить, это великая группа. Но как печально видеть деградацию великой группы, которую не может спасти своей игрой даже Юрий Башмет…
Ссылки по теме: