Первый республиканский фестиваль с участием «ведущих групп страны, работающих в области актуальной живой музыки», Bela Music-09 состоиялся 23 мая на открытой площадке аэроклуба «Боровая». Художественным руководителем проекта выступил лидер группы «Палац» Олег Хоменко, а в числе организаторов и учредителей, помимо концертного агентства «Линия звука», значатся Минкульт, Миноблисполком и Мингорисполком.
Пример столь откровенной либерализации в области белорусского рок-н-ролла уже вызвал критические отзывы в прессе. Какие высокие рок-идеалы белорусские музыканты могли попрать, согласившись на такой альянс с госструктурами, корреспонденты «БелГазеты» выясняли у директора концертного агентства «Линия звука» Владимира ШАБЛИНСКОГО и музыкального обозревателя Витовта МАРТЫНЕНКО.
Владимир ШАБЛИНСКИЙ: «Я ВСЮ ЖИЗНЬ ЗА БЕЛАРУСЬ!»- Вас не удивило, что именно «Линии звука» предложили организовать фестиваль?- Наша компания специализируется на проведении концертов белорусских музыкантов, так что предложение Минкульта не было неожиданным. На встрече в министерстве присутствовали Саша Куллинкович («Нейро Дюбель»), Олег Хоменко («Палац»), промоутер Павел Каширин. Идея проведения такого фестиваля очень правильная - происходит либерализация всего процесса жизнедеятельности страны.
- Ощутили либерализацию на себе лично?- Да, как руководитель частной фирмы могу сказать, что уменьшается налогообложение. Жаль, что это не случилось пять-шесть лет назад, но хорошо, что произошло сегодня. Выпущены политзаключенные, приезжают представители Европарламента. Обращение государства к частной фирме с предложением организовать рок-фестиваль - несомненный признак либерализации.
- «Назовем вещи своими именами: идет тихая интервенция властных структур в прежде недоступные им сферы символического культурного поля и альтернативного культурного менеджмента», - полагает культуролог Максим Жбанков. Как вы охарактеризуете участие государства в организации рок-фестиваля?
- Максим подошел ко мне после пресс-конференции с вопросом: не думаю ли я, что нас используют? Я знаю Максима долгие годы и очень уважаю его, но не принимаю его позицию войны и баррикад. Честно говоря, Максим ничем не отличается от моего папы, который родился в 1924г. Он прошел всю войну и до сих пор ненавидит фашистов. Когда-нибудь нужно уйти с баррикад и просто начать строить нормальную жизнь.
Меня всегда поражало и поражает, как у нас относятся к белорусскому шоу-бизнесу, - это уже нечто нарицательное с глубоко негативным оттенком. При этом никто не хочет совершать какие-то поступки, которые бы что-то изменили и заставили гордиться. Ругать, хаять - это национальная черта белорусов, мы сильны в этом. Я лично не хочу становиться ни по одну, ни по другую сторону баррикад. И поэтому участие свое и моей фирмы в фестивале, инициированном государством, не буду рассматривать с позиции интервенции государства в какие-то культурные сферы. Именно государство и должно подпитывать культурные сферы, оно должно помогать! Мои друзья спрашивают меня: а в чем тебе помогает государство? Оно делает то, что оно должно делать всегда просто по умолчанию: не мешает, не ставит палки в колеса. И чиновники относятся к этому проекту так, как должны относиться.
В этой жизни все используют друг друга. Но
«служить бы рад, прислуживаться тошно». Все зависит от грани, которую сам для себя проводишь. На пресс-конференции был задан вопрос:
«Не боитесь, что станете теми, кто выступает под лозунгом «За Беларусь!»?» Я всю жизнь за Беларусь! Но я за интеллектуальную, цивилизованную, интегрированную в мировое сообщество Беларусь. И я против колхоза как системы жизни и ценностей.
Что такое интервенция государства в какие-то сферы? Это пропаганда госидей в молодежной среде. Но ведь процесс-то взаимный! Веяния в молодежной среде будут проникать в госаппарат, который сегодня делает шаги навстречу желаниям молодежи, - он также будет подвержен определенному влиянию. Нужно научить государство разговаривать нормальным языком!
- Каким?- Не языком бюрократии, который, как правило, не приносит результата.
- Вы говорите об участии государства как его невмешательстве и в то же время о пропаганде госидей. Не опасаетесь, что акция приобретет конкретный политический оттенок?- Не опасаюсь. Как это может произойти? Благодаря выступлению группы «Детидетей», «Крама»? Что за распространение теорий заговора?
- Перечень групп не цензурировался?- Нет, и, честно говоря, это вопрос для прошлого века. Все решает исключительно экономика: сколько может привести зрителей та или иная команда. На одной сцене собраны разные группы, что позволяет предполагать: при дешевых билетах
(Br20 тыс.- М.Г.) фестиваль соберет разные социальные категории зрителей. И может быть, в плане рентабельности для «Линии звука» этот проект будет нулевым.
Тех, кому нечего делать, волнует наличие заговора. Нас - как обеспечить рекламную кампанию. Если бы государство хотело решать какие-то идеологические задачи, то, вероятно, было бы сказано: вот вам столько-то денег, а вот готовые афиши!
Мы же сегодня самостоятельно, как и при организации прежних наших проектов, ищем средства на рекламу, договариваемся с полиграфистами на отсрочку платежа и т.д.
- Так в чем участие государства?- В самом главном: нам не мешают! К нам относятся так, как, наверное, в любом европейском государстве: хотите провести - проводите!
- Какую цель ставит государство и каковы ваши задачи?- В конце 90-х гг. я занимался музыкой, мы выступали в полузаброшенных подвалах. За прошедшие годы практически ничего не изменилось. Я буду счастлив, если государство обратит наконец внимание не только на эстраду, но и на другие стили музыки. И если при этом оно будет пропагандировать какие-то государственные идеи - что тут плохого?
- Вам безразлично, какие?- Нет, не безразлично. Что плохого, например, в пропаганде рождаемости, в борьбе с преступностью? На встрече в Минкульте мы заявили о том, что не должно быть никаких политических лозунгов, и это было принято.
- Вы сказали о нулевой рентабельности проекта…- Мы хотим заработать, но не на этом фестивале - на третьем, если конечно, останемся организаторами. Изначально была договоренность, что мы все организуем сами, сами выбираем группы, ищем спонсоров. Было единственное пожелание - сделать билеты доступными.
- Потолок цены был определен?- Нет. Все решали мы сами, исходя из экономики проекта. Арифметика простая: нужно собрать Br250 млн., чтобы покрыть все затраты. Но, учитывая нынешнюю ситуацию, стартовые условия для организации проекта отнюдь не блестящи. Кризис! Все в шоке, и я понимаю директора предприятия, которому не до белорусского рока. Но дата была определена полгода назад и определена нами. Все логично: конец концертного сезона, студенты еще не на сессии, отпуска не наступили.
- Как полагает Жбанков, это действительно «жесткий расчет» государства: «…Вместо протестного ресурса важно получить ресурс стабилизации и декоративного «потепления». И заодно потеснить с концертного поля «ненадежных» организаторов всяких там закордонных Ве Free».-
Боже мой, как сложно! В госучреждениях масса здравомыслящих людей, которые инициируют нормальные вещи, если сравнивать с тем, как их делает кто-то другой.
Кстати, на афишах мы предложили написать, что учредителями являются Минкульт, Миноблисполком и Мингорисполком, на что одна дама, очень крупный чиновник, ответила:
«Если так напишем, то никто не придет». Все всё очень хорошо понимают.
- А может, просто: «Большой брат решил прикупить немного рока?»- Пусть прикупит немного… Глядишь, он начнет слушать хорошую музыку… Мне просто нечего сказать на такие замечания.
- А за сколько все-таки вас «прикупили»?- За «минус» Br100-110 млн. - таковы предполагаемые убытки фестиваля. Я очень хорошо отдаю себе отчет и в том, сколько мы сможем собрать зрителей, и в том, что из-за кризиса поздно начинается рекламная кампания. Но делать что-то нужно уже сегодня. Если мы справимся с этим фестивалем, то на последующих уже сможем заработать. Кризис когда-нибудь закончится.
- Какую грань вы не переступите?- Если, скажем, нам предложат Br150 млн., закрывающие убытки фестиваля, но при условии повесить какую-либо идеологическую растяжку, мы откажемся от денег.
СПРАВКА «БелГазеты». Владимир Шаблинский родился в 1970г. в Минске. Окончил энергетический техникум, учился в международной школе журналистики при ЕГУ, работал на «Радио Би-Эй». С 1997г. - директор концертного агентства «Линия звука».Беседовала Марина ГУЛЯЕВА Витовт MАРТЫНЕНКО: «ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ РУССКИЙ ФЕСТИВАЛЬЧИК»- Фестиваль Bela Music-09 - факт окончания войны государства с белорусским роком?- Война идет не между Минкультом и белорусским роком, а между разными сферами влияния. Этот фестиваль как выглядит сейчас пустым пятном на теле белорусской культуры, так им и останется. Еще в 80-е гг. мы с Анатолием Мельгуем организовывали первый белорусский фестиваль, «Тры колеры». Потом, когда его разорили, мы участвовали в организации «Басовiшча». Это были реальные события, это была эпоха. Почему запомнились эти фестивали? Они представляли в Беларуси белорусскую культуру.
Хорошо, что на этом фестивале будет выступать «Нейро Дюбель», хорошо, что «Палац». А кто еще? «Детидетей» - «суперзорка» белорусского рока? Есть группа
P.L.A.N., которая издала шесть альбомов, участвовала в двадцати масштабных высокотиражных проектах, - ее даже не приглашали. Есть много групп классических, эпохальных - «Маузер»,
B:N - их там нет! Фестиваль белорусского рока! Какого рока?! Рока, которой поет ни о чем. Это тактика портала «Тузiн гітоў» - вот так воюет с белорусским роком этот портал. Попеть, потрястись, но, не дай бог, кто-нибудь мозгами от чего-нибудь зашевелит.
- А если абстрагироваться от понятия рока и воспринимать этот фестиваль просто как фестиваль современной белоруской музыки?- Вы знаете, сколько было таких фестивалей? Я еще помню «Форум-88», потом был фестиваль в Бресте - их и названий уже никто не помнит. И это очередное пустозвонство. Там есть хорошие группы, но у фестиваля нет культурной идеи: показать, что мы - белорусы, живем в Беларуси, у нас что-то есть, а чего-то так и нет. Это все равно что взять дебила из Новинок - хватит ему на дармовых харчах сидеть в больнице - и посадить работать в министерстве: ну не хватает министров. Вот у нас такой подход. Это просто будет очередная тусовка, люди повеселятся, «Битлз» -
forever», «белорусский рок -
forever» - это нормально, это было, есть и будет, и ничего в стране от этого не изменится.
- Может быть, сейчас просто такое время, когда музыка максимально аполитична и максимально отдалена от серьезной культуры?- Нет понятия «такое время», время всегда одинаковое. И я не говорил о политике. Мы живем в этой стране и мы создаем ее культуру. Но у нас самих (я имею в виду организаторов этого фестиваля) нет даже духа белорусской культуры. Это провинциальный русский фестивальчик с небольшим белорусским колоритиком. Тем он и смешон для наших русских братьев. Эти организаторы сделают свое дело, люди потусуются, купят пирожков, пивка попьют - и разойдутся. Какие-то газеты напишут большие статьи об этом, статьи будут забыты, потому что этот фестиваль ни о чем. Сейчас выходят диски
Partyzone,
B:N, «Маузер» - люди их ищут. А организаторы почему-то подсовывают им то, чего они не ищут, поэтому будет очередной провал. Конечно, кто-то просто поставит галочку «фестиваль проведен», но фестиваль ждет эмоциональный провал.
- Может быть, именно такой, тусовочный характер этого фестиваля и позволил Минкульту поддержать его?- Это можно допустить, но почему Минкульт не попробует сам организовать нормальный, влиятельный белорусский рок-фестиваль? Но у них есть такие люди, как «Tузін гітоў». Заметьте, кто в числе организаторов: портал
music.fromby.net. Не видите подвоха? Это шутейная, конечно, расшифровка, но она звучит так: музыки из Беларуси нет. Есть такое понятие - агенты влияния. Вот и у нас появились белорусскоязычные агенты русского влияния. Если Беларусь так и не обретет свою конуру, то мы сгнием в собачьей будке. И мы будем отхожим местом большой империи, будем думать: а где же было Великое княжество, которое Литовским называлось, куда эти литвины делись-то? Я вот еще не забыл, что я - литвин.
Нормально, что проводится этот фестиваль, но это будет не «Басовiшча». 20 лет он не проживет - я гарантирую вам это.
- Когда же у нас появится свой фестиваль, который проживет 20 лет?- Когда политики уйдут из культуры. Это политика, и даже об аполитичности говорят политически ангажированные люди. Когда они уйдут и культурой будут заниматься культурологи, тогда что-то будет. Когда мы с Виталием Супрановичем делали диск «Сборник белорусского национального металла», приперла куча групп, в т.ч. группа
Apraxia. И пара ангажированных человек нам говорят:
«Ребята, это же РНЕ! Что вы РНЕ-шную группу ставите в белорусский диск?» И Супранович мне говорит:
«Как же так, вы сказали, что мы их будем ставить, а мне уже замечания высказывают». А я ему и говорю:
«Виталь, ты что, политическая партия? У тебя есть музыкальный проект. Они хорошо сыграли - хорошо. А фашисты они, антифашисты… Они спели по-белорусски, это будет национальный металл, в чем проблемы?» Если бы они агитировали за убийства детей или за национальные распри, а тут просто песня, «Дзікае паляванне караля Стаха», на темы Короткевича. У нас был аполитичный подход. И дай бог, чтобы на фестивали приходили люди, которые скажут:
«Ага, вы фашисты? А вы коммунисты? Антифашисты? Все нормально, вы хорошо поете - давайте все к нам».
- Но ведь белорусский рок заслужил славу именно политически ангажированной музыки…- У Карела Чапека есть классная штука о чехах времен Возрождения:
«Многие в Чехии считают, что чешский народ - это такая тайная политическая организация». То же самое - о белорусском роке. Никакой политической ангажированности в нем нет, просто надо это ему навязать.
- А как же выступления белорусских музыкантов на оппозиционных акциях?- Есть такая шутка: если человек ходит ногами, зачем ему нужны руки? Давайте их отпилим. Если человек ест руками, зачем ему ноги: он же все равно сидит на заднице. Давайте отпилим ему ноги. Если они там выступали, значит, у них есть какая-то позиция, и они ее просто высказали. Это не приверженность какой-то партии. Вот «Нейро Дюбель» - это политическая группа или аполитичная? Никогда нельзя точно сказать. За то, что Куллинкович говорит в интервью, то хочется в морду ему дать, то хочется поддержать и сказать: я такой же. То он за Лукашенко, то он против Лукашенко, то он за режим, то он против режима. И, в принципе, он прав. Когда борцы с режимом начинают казаться хуже, чем режим, то лучше поддержать режим. Это просто культура - она реагирует. Тут политики нет, политика начинается там, где человек обманывает публику. Деятели свободного искусства всегда отражают реальную жизнь.
А на этом фестивале будут песни «Тучки над городом плывут, а мы все солнышка ждем». Этих песен уже столько, что новые можно уже и не писать. Никакой политической закалки в белорусском роке нет. Даже
N.R.M., какая это политическая группа, когда у моей дочери любимая песня «Cьпявай мне песьні пра каханне»? Не надо верить в мифы, рок - это явление культуры, пусть и субкультуры.
- Может быть, аполитичность фестиваля Bela Music-09 - это только первый этап, вторым станет подключение культурной составляющей?- Он не аполитичен, он не вне политики, а вне белорусской культуры. Какая у группы «Детидетей» белорусская культура? Почему мы не можем признать, что это русская музыка в Беларуси?
- Почему на белорусском фестивале не может выступать группа с песней на русском языке?- А «Нейро Дюбель»? У него на 80% репертуар - русскоязычный. Это не
Bela Music, это местный провинциальный фестиваль колоритной русской культуры. Там даже «Палац» какой-то выступает с балалайкой, граблями и в лаптях! Это стереотип, который нам навязывают, и этим этот фестиваль будет неинтересен. Когда мы с Мельгуем ехали на первое «Басовiшча», с нами ехала неизвестная нам группа, будущий «Палац». И я им говорю:
«Ребята, на фиг вы нужны на рок-фестивале? Вы же не рокеры! Песни наших бабушек, они уже всё, отжили. Хорошо, что вы их сохраняете, но фестиваль роковый! Он говорит с людьми сегодня о сегодняшнем». «Палац» - хорошая группа, классная, но она о сегодняшнем не говорит, это не рок-группа.
- Организаторы Bela Music не настаивают на том, что представят рок-музыку. Скорее говорят об актуальной белорусской музыке, музыке open-air-фестиваля…- Можно привезти машину навоза и сказать, что это будущая пища богов. Можно назвать как угодно. Но проблема этой несчастной территории, которая уже не Россия, но еще и не Беларусь, в том, что нет культуры, говорящей сегодня о сегодняшней жизни. «Нейро Дюбель» - да, немножко случайно что-то сказанули. А «Крама»:
«Гэй там, налiвай; налiвай ды выпiвай; выпiвай ды падлiвай!». «Краму» убили все эти запреты. Это была класснейшая группа, какие были песни! Они народу помогали становиться народом. А потом - «Налiвай, выпiвай!». Вот задача этого фестиваля!
Потом еще скажут: Мартыненко назвал навозом «Палац» и «Краму». Я назвал навозом этот фестиваль, который собрал все наиболее бесперспективное, что можно найти здесь. Кому-то нужно заткнуть дырку в бреши белорусской культуры. Не было народа - и не будет, мы это сделаем культурой. Выбьем всю белорусскость.
- Неужели организаторы фестиваля сознательно ставят перед собой такую задачу: дискредитировать белорусскую культуру?- Конечно, они не скажут такого. Вы просто сходите на этот фестиваль. Я туда, может, поеду продать пару своих книг и дисков, которые у меня лежат в запасе. Реально - нормальная тусовка, не более того. Когда вы будете возвращаться с этого фестиваля, попробуйте проанализировать его содержание. Не просто: «
О, группа «Крама» заиграла и напомнила мне 80-е годы!» или
«А потом сыграл «Нейро Дюбель» - ух, как он злостно заиграл!» О чем будет петь группа «Детидетей»? О том, что мы - народ, утративший родной язык? Что не можем никак его вернуть? Да это им в кайф! О чем важном для этой страны могут они петь? О том, что Лукашенко - плохой человек? Лукашенко мне ближе, чем группа «Детидетей» или портал «Тузiн гiтоў». Этот режим - хотя бы видно, какой он есть. Люди, стоящие за проектом
Bela Music, сегодня белорусскоязычные только для того, чтобы стать лидерами белорусской культуры. Которую они, как иваны сусанины, уведут в болото.
СПРАВКА «БелГазеты». Витовт Мартыненко родился в 1959г. в Минске. В 1982г. окончил журфак БГУ. Работал в прессе и на радио, специализируясь на музыкальной теме. Один из организаторов фестивалей «Тры колеры» (1986) и «Басовiшча» (1990). Соавтор книг «Праз рок-прызму» и «222 альбома беларускага рока i не толькi».Беседовал Кирилл БОРИСЕНКО
Источник:
http://www.belgazeta.by/20090427.16/320274881